ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Комментируем вместе с «Plus600». Статья 1

По примеру авторов программы "Buggy", разработчики "Магистра" решили провести матч с сильным мастером А.Савенком (г.Санкт-Петербург, рейтинг ФШР 2580), который и состоялся в сентябре 2001 г., из 8-ми партий с контролем 1 час на партию. Матч прошел в упорной борьбе, и завершился вничью со счетом 4 : 4 (+1 =6 -1).



8-я партия. «Магистр-III» - А.Савенок , 23.09.2001

Обратная городская партия -> Слепая партия

К последней партии счет в матче был +1 в пользу "Магистра", и мастеру черными надо было обязательно выигрывать.

1.c3-b4 f6-e5 2.e3-f4 e7-f6. Не менее популярен ход 2... gf6. И если белые будут продолжать также, как в партии: 3.fe3 fg5 4.ba5 gh4 5.gf2 bc5 6.bc3, то у черных есть эффектный план с жертвой шашки 6...hg7 7.cb4 cd4!! 8.e:c5 gf6!, и они должны победить.

3.f2-e3 f6-g5 4.b4-a5? После этого хода белые получают трудную игру. Лучше было меняться 4.gh4 e:g3 5.h:f2, переводя игру в Обратный Отыгрыш.

Позиция 1 : после 6... ab6!

4... g5-h4 5.g1-f2. А теперь игра перешла в трудный для белых дебют Слепая партия, о котором в книге Б.Л.Берлинков, А.В.Рокитницкий. Шашечные партии белорусских мастеров. - Мн.: Полымя, 1983, стр.178 сказано следующее: "И хоть применяется Слепая партия очень редко, знать ее полезно".

5... b6-c5 6.b2-c3 a7-b6! - диаграмма 1

Сильнейшее продолжение, после которого у белых трудная игра. Возможно также 6... cb6, 6... de7, 6... gf6 и даже 6... fe7. Очень хорошо теория дебюта Слепая партия представлена в латышском журнале Dambrete, 1983. См. также Б.Л.Берлинков, А.В.Рокитницкий. Шашечные партии белорусских мастеров. - Мн.: Полымя, 1983, стр.178. В позиции 1 белым надо определиться с планом дальнейшей игры.

7.c1-b2? С этой задачей "Магистр" не справился. Как утверждает теория и подтверждает дальнейшее течение борьбы, именно этот ход - первопричина поражения белых в этой партии, что, в свою очередь, является следствием отсутствия у программы полноценной дебютной библиотеки. Справедливости ради необходимо сказать, что конкурирующая программа "Plus600", с помощью которой осуществляется анализ этой партии, также одобрила этот ошибочный ход.

Но библиотека дебютов программы "Plus600" находится еще в стадии формирования, и на повестке дня как раз и стоит обучение программы редким дебютам типа Слепой партии, в то время как у "Магистра" отсутствие дебютной библиотеки - принципиальная установка. А, кроме того, и на данный момент "Plus600" обладает вполне приличными дебютными знаниями, что в сочетании с серьезными аналитическими возможностями программы позволяет ей правильно ориентироваться даже в незнакомых (вначале) дебютных ситуациях.

В данном случае (диаграмма 1), кроме хода 7.cb2? (который программа "Плюс" все же одобрила, но лишь из-за своего дебютного невежества), она, в качестве альтернативы, предлагает и ход 7.cb4! (знаки препинания к этим ходам принадлежат авторам статьи, для программы оба этих хода пока равноценны). После единственно правильного 7.cb4! рассмотрим два ответа черных: рекомендованный "Plus600" 7... de7 (A) и теоретический ход 7... gf6 (B).

A. 7... de7 8.cb2. Здесь это уже лучший ход. Примерно равная позиция, которая могла возникнуть и в анализируемой партии, если бы в ответ на ход в партии 7.cb2? черные (мастер Савенок) сыграли неточно: 7... de7 (вместо правильного 7... gf6!) 8.cb4, и с перестановкой двух последних ходов белых возник рассматриваемый вариант - см. комментарий к 7-у ходу черных основного варианта.

Позиция 2: после 10.e:g5

8... gf6 9.fg5 h:f4 10.e:g5 - диаграмма 2

10... hg7.

Заслуживает внимания следующий форсированный вариант, также предложенный программой "Плюс":

10... fg7 11.gh6 ed4 12.h:f8 dc3 13.b:d4 c:c1 - диаграмма 3.

Несмотря на то, что дамка белых ловится, белые достигают ничьей. А вот после пробоя черных на другое поле белые, как показала программа "Plus600", уже выигрывают:

Позиция 3 после 13... c:c1

13 ... c:g1? 14.de3 g:c5 15.f-g7 h:f2 16.g7:g1x с выигрышем белых.

В позиции 3 продолжается форсированный вариант:

14.fh6 hg7 15.h:f8 dc5 16.b:d6 e:c5 17.f:b4 b-c5 18.b4:g5 c1:h6. Несмотря на то, что черные уничтожили вражескую дамку, выиграть они не могут, так как у белых за дамку имеется достаточная компенсация в три шашки.

19.ab4 cb6 20.a:c7 b:d6 21.a-b2 h6-g7 22.ba5 g7:a1 23.ab6 dc5 24.b:d4 a:g7 25.gf4= с ничьей.

11.gh6 - см. диаграмму 4.

В этой позиции "Plus600" предлагает черным два плана: большой размен на центр 11... ef4 или жертву шашки 11... fg5.

- 11... ef4 12.g:e5 d:f4 13.b:d6 c:e5 14.a:c7 b:d6 15.fg3 h:f2 16.e:g3 fg5 17.dc3! dc5 (на 17... gh4 следует 18.cd4!) 18.gh4 gf6 19.cb4, и белые добиваются ничьей.

Позиция 4: после 11.gh6

- 11... fg5 12.h:f4 gh6 13.dc3 ef6 (белые подготовили, а черные сознательно пропускают удар на поле g7) 14.fe3 h:d4 15.ed2 e:g3 16.c:g7 fe7 17.h:f4 h:f8. Такую масштабную акцию может позволить себе только компьютер с его машинной логикой... 18.fg5 fg7 19.gh6 gf6 20.bc3 fg5! 21.h:f4 ef6 22.ab2 fe5 23.fg5 ed4 24.c:e5 d:h6 25.b:d6 c:e5 26.a:c7 b:d6= с ничьей.

B. 7... gf6 8.fg5 h:f4 9.e:e7 d:f6 10.de3 hg7 11.ab2 gh6. Почти такая позиция была и в анализируемой партии, но с существенным отличием - там белая шашка находилась на поле a1, а здесь - на c1.

12.bc3 fg5 13.gf4! Только так! Проигрывает 13.cd4? e:c3 14.b:d2 из-за 14... de5, и возникла позиция из анализируемой партии все с тем же отличием - здесь шашка находится на поле c1, а в партии - на a1. Но только здесь отличие это несущественное - нетрудно убедиться, что здесь спасения у белых нет, как не было его и в партии.

13... e:g3 14.h:f4 - диаграмма 5.

Позиция 5: после 14.h:f4

Вот центральная позиция всего этого варианта Слепой партии! Весь смысл, квинтэссенция позиции заключена в шашке на поле c1.

В позиции с шашкой на поле a1, которая могла возникнуть в партии, и которую "рекомендовала" Plus600, черные меняются 14... de5 назад, на поле e7 с выигрышем партии. Здесь же ход 14... de5 наталкивается на оригинальную и хорошо замаскированную комбинацию:

14... de5? 15.b:d6 e:g3 16.de7! f:d6 17.ed2 g:e1 18.ef4 g:e3 19.d:f4 e:b4 20.a:e7x с выигрышем белых.

Поэтому в позиции 5 черным остается только жертвовать 14... cd4 15.c:e5 fg7 с равной игрой впереди.

Вот такой теоретический вариант, подробности см. в рижском журнале Dambrete, 1983.

А теперь вернемся к исходной диаграмме 1 и продолжим анализируемую партию после проигрышного хода 7.cb2?

7... g7-f6! В случае ошибочного хода 7... de7 у белых имеется выбор:

- последовать рекомендации программы "Plus600" 8.cb2, и после 8... gf6 9.fg5 h:f4 10.e:g5 получить приведенную выше позицию 2, или

- применить план В.Адамовича и А.Субботина (Dambrete, 1983) с разменом 8.cd4 e:c3 9.b:d4, что после 9... gf6 10.ab2 fg5 11.bc3 ef6 12.fe5 d:f4 13.g:g7 h:f6 14.hg3 приводит к равной игре.

8.f4-g5? После сделанного размена оценка резко поползла в пользу черных: - 22 (14). Наша программа "Plus600" рекомендует другой размен

8.cd4 e:c3 9.b:d4, и после вынужденного 9... fg5 (см. диаграмму 6) возникает ключевая позиция всего этого дебютного варианта с проигрышным ходом 7.cb2.

Позиция 6: после 9... fg5

В данном случае примечательно то, что программа, не знакомая с теоретическими тонкостями Слепой партии, предлагает наилучший путь защиты за белых. Далее в позиции программа в качестве оптимального предложила следующий форсированный вариант:

10.fe5 d:f4 11.g:e5 hg7, но с трудным эндшпилем у белых:

12.dc3 gf6 13.e:g7 gf4 14.e:g5 c:g1 15.gh8 h:f4 16.ef2 g:b2 17.a:c3 bc5, и хоть у белых дамка, но компенсация в три шашки является подавляющей - дамке негде укрыться, так как на 18.cb4 cd6 19.h8-f6 следует простое 19... fe3, и белым, видимо, не спастись.

После выпада 10.fe5 d:f4 11.g:e5 по-другому играли черные в следующей партии:

11... de7 12.ef6 ed6 13.fg7 h:f6 14.ab4 c:a3 15.ab2 a:c1 16.dc3 c:f4 17.fg3 h:f2 18.e:g7 gh4 19.gh8 fe7 (белые провели красивый удар, но опять дамке негде спрятаться) 20.de5 d:f4 21.hd4 ed6 22.d:a7 dc5 23.a:g5 h:f4x, и белые сдались: О.Поташ - В.Адамович, г.Рига, 1963 г.

Как показали рижские теоретики В.Адамович и А.Субботин ( Dambrete, 1983), в позиции у белых нет спасения ни после 10.ab2, ни после 10.dc3.

10.ab2 hg7 11.bc3 (сразу проигрывает выпад 11.fe5 d:f4 12.g:e5 из-за 12... gf6 13.e:g7 gf4 14.e:g5 c:g1x) 11... gf6 12.cb4 fe5 13.d:f6 g:e7, и возникла известная в теории позиция из дебюта Косяк Перельмана с выигрышем черных.

10.dc3 hg7 11.ed2 gf6 12.ab2 fe7, и позиция стянулась в пользу черных:

- 13.fe5 d:f4 14.g:g7 h:f8 15.hg3 fg7 16.gf4 gh6x;

- 13.cb4 fe5 14.d:f6 cd4x;

- 13.de5 f:d4 14.c:e5 ba7.

Таким образом, и предлагаемый программой "Plus600" размен 8.cd4 не уравнивает позицию. Остается задать риторический вопрос:

Может быть, это все видел и "Магистр", и поэтому в партии сделал выбор в пользу другого размена?!

8... h6:f4 9.e3:e7 d8:f6 10.d2-e3. После этого хода белые проигрывают достаточно быстро, так как возникает известная в теории позиция. Как указано в рижском журнале Dambrete, 1983, затягивало сопротивление (но не спасало!) 10.gf4 e:g3 11.h:f4 hg7 12.cb4 gh6 13.bc3 fe5 14.fg3 h:f2 15.e:g3 ed4 16.c:e5 hg5 17.f:h6 ed4 18.c:e5 d:h2x с выигрышем черных.

10... h8-g7 11.c3-b4 - диаграмма 7.

Позиция 7: после 11.cb4

Здесь программа "Plus600" сигнализировала: возникла позиция из дебюта "Отказанная игра Шмульяна". Рассмотрим этот момент подробнее, так как неясно - откуда в этой партии взяться указанному дебюту.

Действительно, после 1.ef4 fg5 2.fe3 gh4 3.gf2 gf6 4.cb4 bc5 5.bc3 fe5 6.ba5 ab6 7.cb4! Если 7.cb2?, то 7... ef6!, и возник выигрышный за черных вариант Слепой партии - см. диаграмму 1 (после 7.cb2 gf6), который как раз и анализируется в данной публикации.

7... hg7 8.cb2? (в свете вышеизложенного ясно, что уже этот ход проигрывает партию, необходимо 8.ab2) 8...ef6 9.fg5 h:f4 10.e:e7 d:f6 11.de3, и возникает позиция 7.

Начинаем двигать шашки:

1.ef4 fg5 2.fe3 gh4 3.gf2 gf6. Стоп! Здесь и классический труд В.Литвиновича и Н.Негра В.Литвинович, Н.Негра. Курс шашечных дебютов. - Мн., 1985г., стр.230, и только что вышедшая работа И.Бодрова и В.Высоцкого, существенно дополнившая теорию этого дебюта И.Бодров, В.Высоцкий. Игра Боброва. - М., 2001г., стр.17, рассматривают только размен 4.fg5. О ходе 4.cb4, после которого в итоге возникает рассматриваемая позиция, ни в одном из этих руководств и речи не идет. Но ведь откуда-то программа "Plus600" узнала об этом варианте, не так ли?

Обращаемся к третьему, еще более авторитетному источнику - к готовящейся к печати монографии Г.Ветрогон. "Русские шашки. Формирование дебютного репертуара (из опыта тренерской работы и игры по переписке)", на основании которой и формировалась (в первую очередь!) дебютная библиотека программы "Plus600".

Позиция 8: после 7.cb4 из Отказанной игры Шмульяна

В книге написано:

"После 3...gf6 белые обязаны меняться на поле g5, иначе их положение очень быстро станет безнадежным, примером чего может служить следующий вариант: 4.cb4 bc5 5.bc3? (еще было не поздно 5.fg5, сводя игру к основному варианту) 5…fe5 6.ba5 ab6 7.cb4 (см. диаграмму 8). Игра перешла в трудный для белых дебют Слепая партия".

В монографии вариант продолжается: "7...hg7 8.cb2 ef6 9.fg5 h:f4 10.e:e7 d:f6 11.de3," и возникла выигрышная (как оказалось!) позиция 7.

Таким образом, от исходного дебюта Обратная городская партия, окольным путем, с помощью программы "Plus600" мы через дебют Отказанная игра Шмульяна перешли-таки (вернулись!) в дебют Слепая партия, который можно считать и просто одним из вариантов Обратной городской партии. Вот эта возможность дебютных взаимопереходов, продемонстрированная программой "Plus600", являются ее несомненным "плюсом" и позволяет ей, даже при прочих равных условиях, занять лидирующее положение среди множества компьютерных программ.

Позиция 9: после 14.h:f4

11... g7-h6 12. b2-c3 f6-g5. Эти хода "Plus600" одобряет как "теоретические"...

13.c3-d4. "Искушенная" в теории, "Plus600" рекомендует "теоретический" размен

13.gf4 e:g3 14.h:f4 - диаграмма 9.

Сравните возникшую позицию с диаграммой 5. Имеющаяся разница в положении шашки a1 (c1) приводит к тому, что та позиция была равной (более того, черным необходимо было добиваться ничьей, так как в позиции сидит скрытый удар со стороны белых), а здесь черные побеждают.

14... de5! (в позиции 5 этот ход был невозможен из-за оригинальной комбинации)

15.f:d6 c:e7x с выигрышем черных, что подтверждает и следующая партия:

16.ab2 ed6 17.ed4 de5 18.d:f6 g:e7 19.cd4 hg5 20.fg3 h:f2 21.e:g3 ef6 22.bc3 fg7 23.gh4 gf4 24.bc5 fe3 25.d:f2 b:b2 26.a:c1 cd6x с выигрышем черных: Ю.Борисюк - Г.Милош, ВФ-48.

Не спасает белых и новый размен 13.cd4, предпринятый "Магистром" - с теорией спорить трудно (особенно, если ее не знаешь!).

13... e5:c3 14. b4:d2 d6-e5. Эта позиция, но с шашкой на поле a1, встречается в плане B - см. комментарий к 14-у ходу белых (перед диаграммой 5). Спасения у белых нет ни здесь, ни там.

15. d2-c3 g5-f4 16. e3:g5 h6:f4 17. e1-d2 c5-d4 18. a1-b2 b6-c5 19. c3-b4 c7-d6 20. a5-b6 c5:a7 21. b4-a5 b8-c7 22. a3-b4 f8-e7 23. b2-c3 d4:b2 24. b4-c5 d6:b4 25. a5:a1 a7-b6 26. a1-b2 b6-c5 27. b2-a3 c5-d4 28. f2-e3 d4:f2 29. g3:e1 e7-d6 30. a3-b4 e5-d4 31. e1-f2 d4-c3 32. d2-e3 f4:d2 33. b4-a5 d2-c1 34. h2-g3 c1-f4 35. g3:e5 d6:f4 36. f2-e3 f4:d2 37. a5-b6 c7:a5. Черные выиграли, и спасли таким образом матч.




© 2001-2005 Gr.Vetrogon,   © 2001-2005 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки