ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Разговор о [не] техногенном пути развития цивилизации вновь ведется в режиме диалога: публикуем ответ Александра Янгалова на статью Григория Ветрогона "Вопрошать – не значит требовать ответов!"


Срочно познать себя!


* * *

Ропот против всевозрастающей мощи разума все чаще слышится среди граждан.

На нашей ступени развития человечества – это закономерно.

Когда-то теорема Пифагора была сокровенным знанием самых умных мыслителей – сегодня ее знают все школьники Земли, независимо даже от способностей.

Чем дальше мы идем, тем большей энергией и знаниями может обладать отдельно взятый человек.

"Знание – сила", – сказал Ф.Бэкон. Пока сила была сравнительно небольшой, никакого отрицательного значения в этом высказывании не было, и никто против разума не роптал.

Сегодня в любом случае и поздно, и неплодотворно рассуждать о возможности нетехногенного развития (а я продолжаю утверждать, что первые, простейшие технологии известны уже обезьянам, и техногенность возникает закономерно).

Сегодня облеченный властью и технологиями человек благодаря добытым мудрецами знаниям может уничтожить человечество.

Необлеченный властью благодаря тому же может уничтожить десятки, сотни, тысячи себе подобных.

Необязательно при этом речь идет только о злоумышленниках. Примеры техногенных катастроф слишком известны.

Пятьдесят лет назад ядерные технологии были совершенно недоступны для небольших стран, сегодня клуб ядерных держав и державок неумолимо растет.

Экстраполируя наблюдаемое развитие технологий, легко видеть, что в некотором неопределенном будущем даже необлеченный властью человек будет иметь возможность уничтожить жизнь на Земле.

Это – неизбежные плоды познания.

Как же справиться с неотвратимыми угрозами?

* * *

Чернобыльская катастрофа произошла как следствие многократного нарушения должностной инструкции при испытаниях по выведению реактора из-под рабочей нагрузки. Она была вызвана вовсе не только ошибками проектирования реактора РБНК, о которых так много говорят и пишут.

Решающую роль сыграл неучтенный, так называемый человеческий фактор.

Упал самолет или самолеты столкнулись, что повлекло ужасные жертвы. Также говорят о человеческом факторе.

Следует уточнить, что человеческий фактор имеет не только личностное измерение, но и общественное. Кабы летчика к принятию рискованного решения не подталкивало общество (в данном случае с весьма ограниченной ответственностью) и существующие общественные отношения, в широком смысле, возможные отрицательные личностные качества (например, склонность к риску, недостаток сообразительности, скорости реакции и т.д.) не сыграли бы роковой роли. Кабы оператора АЭС не подталкивали к несоблюдению инструкций существенные для него общественные обстоятельства, все также могло бы обойтись.

* * *

Следует признать, что овладев представляющими угрозу для собственного существования познаниями природы, объектов вне себя, человек не приобрел столь же неоспоримых положительных знаний о себе и о человеческом обществе. В науках о человеке распространены и до сих пор пользуются успехом совершенно шарлатанские доктрины, в то же время, по очевидным соображениям правящие классы не заинтересованы, например, в признании и развитии блестяще подтвердившейся на примере краха СССР классовой теории.

Развитие человеческой личности и человечества должно успевать за внешними познаниями. Познание человека и общества, использование добытого знания, гармонизация общества и личности, смягчение и устранение личностных и общественных противоречий – вот что должно выйти перед человечеством на первый план уже в ближайшие десятилетия.

Отставание в этой области познания, а не познание вообще, внушает тревогу, и действительно опасно.

Увы, сами рассуждения эти на фоне имеющейся общественной действительности с ее вопиющей несправедливостью и противоречиями выглядят беспомощно и наивно.

Что делать?

Ставить вопросы о человеке и обществе.

Искать и находить на них ответы.

Воплощать знания в жизнь!

Срочно!

Александр ЯНГАЛОВ
23 ноября 2006 г.



Предлагаем всем высказать свое мнение на страницах нашего сайта «Тавлеи».




© 2001-2007 Gr.Vetrogon,   © 2001-2007 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки