ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


ВЛАДИМИР МАТУС

«Для меня композиция и Искусство, и Спорт.»

 

Владимир Павлович Матус (родился 9 марта 1948 года в г. Слупске, Польша) – международный гроссмейстер по шашечной композиции, трехкратный чемпион мира по шашечной композиции, победитель Кубка мира по шашечной композиции, шестикратный чемпион СССР по шашечной композиции. Чемпион России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, города Москвы по шашечной композиции. Бывший председатель Комиссии (комитета) проблематики (композиции) Всемирной федерации шашек (CPI FMJD). Полковник юстиции в отставке, заслуженный юрист России. В настоящее время – адвокат Адвокатской палаты г. Москвы.

 

 


Владимир Матус

Владимир Матус, с внуком Сашей на рыбалке, 2014

 

1. Вы уже больше 53 лет в шашечной композиции (первая Ваша публикация – проблема русских шашек, «Сельская газета», г. Минск, 1962) и при том всюду (спортивные результаты, организаторская деятельность, статьи и книги) – выдающиеся и хорошие результаты. Уверен, что без огромной любви к шашечной композиции такое невозможно. За что Вы так преданы шашечной композиции? Не было ли у Вас минут разочарования?

 

За что я предан шашечной композиции? Если кратко, то за радость творчества, за возможность внести лепту в развитие идей (тем) комбинаций, за возможность радовать любителей великой Игры – шашки, за возможность удовлетворения своих спортивных амбиций. Ибо для меня композиция и Искусство, и Спорт. Как-то в своей статье «Блистательное притворство» (автор словосочетания Владимир Набоков, увлекавшийся шахматной композицией) я написал: «Главное, как, впрочем, и любого другого вида искусства, чтобы композиция волновала сердце и ум решателя (составителя), будоражила его воображение, приносила истинное эстетическое наслаждение, стимулировала творческое начало, удовлетворяла извечное стремление человека к самосовершенствованию и самопознанию». Немного высокопарно, но от души. Каких-либо разочарований у меня не было, были перерывы в любимом увлечении. Например, при переходе на новую работу, когда с уголовного права надо было переходить на гражданское и финансовое.

 

2. Вы соавтор двух прекрасных книг: «Мир миниатюр» (соавторы – Б.Шкиткин, С.Юшкевич, 1994) и «Гранды России по шашечной композиции» (соавтор – Е.Зубов, 2008). По моему, эти книги, хотя и очень разные, одни из лучших книг по шашечной композиции на русском языке – и по содержанию, и по оформлению. Какой Ваш личный вклад в подготовке и издании этих книг?

 

Ведущую роль в подготовке и издании книги «Мир миниатюр» принадлежит украинскому международному гроссмейстеру Сергею Юшкевичу. Ему принадлежит идея в создании книги, им же написан текст, поскольку Сергей обладает широкой эрудицией в области проблематики и несомненными литературными способностями. Кроме того, Сергей издал книгу в своем родном Харькове. Мы с Борисом Шкиткиным несколько раз участвовали в обсуждении вопросов по книге и, конечно же, представили свои миниатюры. Знаю, что книга понравилась не только шашечным композиторам, но и игрокам. Например, на чемпионате мира в Москве ко мне подошли гроссмейстеры Александр Георгиев и Александр Гетманский и искренне хвалили книгу, сказали, что они с удовольствием решают приведенные там миниатюры. Их похвала дорогого стоит.

Что касается книги «Гранды России по шашечной композиции», то и здесь главным был международный гроссмейстер Евграф Зубов, его компьютерная верстка и дизайн, он же за свой счет издал книгу как раз к моему 60- летию. Лучшего подарка не придумаешь! Нужно заметить, что вступительную статью обо мне написал недавно ушедший из жизни Борис Васильевич Шкиткин – талантливый практик и композитор.

 

3. Уверен, что многие любители шашечной композиции читали Вашу интересную статью «Кризис жанра, или тенденция развития современной миниатюры» («Шашечный мир», №№4–6, 2002; книга «Гранды России по шашечной композиции», 2008). Вы полностью отрицаете практичность начального положения миниатюры/проблемы, как плюс конкретной композиции?

 

Нет, конечно, я не отрицаю практичность начального положения миниатюры/проблемы, как плюс конкретной композиции. Я за гармонию формы и содержания композиции, простоту исходного положения.

       № 1.  В. Матус          Ничья.

 

 

Вот что написал по поводу одной моей миниатюры на ничью главный судья III чемпионата СССР Григорий Рудницкий: «Каскад красивых ударов, необычность предфинальной ситуации производят большое эстетическое впечатление». Вот эта миниатюра:

 

Решение позиции № 1: 41!, 34!, 44!!, 10=.  III чемпионат СССР, 1976 г.

 

 

В то же время меня не коробят белые шашки на преддамочных полях, что для малого соотношения сил, а упомянутая Вами статья была посвящена миниатюрам, вполне естественно. Главное – это замысел автора, в Международных правилах по шашечной композиции как эстетические критерии указаны: оригинальность и зрелищность. К тому же порой позиции с шашками на преддамочных полях выглядят более привлекательно, чем без таковых. Приведу с Вашего разрешения несколько своих миниатюр:

 
№ 2.  В. Матус № 3.  В. Матус
 
№ 4.  В. Матус № 5.  В. Матус

 

Решение позиции № 2: 43, 41!! (47), 4 (31 А), 9!!, 16, 36+;  А (24), 4, 3, 172, 15\20+.  XX Всесоюзный конкурс, 1986 г.

Решение позиции № 3: 117, 44!, 2, 30!!(35 А), 5, 28 (45)/50+;  А (46), 5+.  «Молодежь Азербайджана», 22.12.1984 г.

Решение позиции № 4: 29!, 2, 44!, 127, 1, 47+.  «Мир миниатюр», 1994 г.

Решение позиции № 5: 27!, 44! (49), 2, 9!, 5+.  МК СЛШИ 1994\1995 гг.

 

Вас пугает наличие шашек белых вблизи дамочных полей? Лично меня нет. Не случайно все приведенные мини заслужили у судей соревнований высокие оценки. Попутно хочу заметить, что такие шашки (по выражению С.Юшкевича «полудамки»), не становящиеся в процессе решения дамками, вообще не должны признаваться недостатком. Кстати, когда я поинтересовался у Георгиева и Гетманского, пугают ли их неестественные расстановки в миниатюрах, они ответили, что нет, не пугают, главное, по их мнению, это интересный замысел и, в свою очередь, заметили, что в практике не так уж редко встречаются так называемые неестественные позиции. Почему-то я им верю больше, чем незадачливым поборникам «естественности» в начальных расстановках композиций.

Конечно, нужно знать меру, я, например, практически не смотрю композиции, в начальных расстановках которых белые находятся на полях черного цвета и наоборот.

 

4. Творчество каких проблемистов и этюдистов Вам нравится больше всего?

 

Из иностранных проблемистов мне больше всего нравится творчество Аренда Стюрмана (Голландия), Беньямина Моркуса (Литва). И таких российских проблемистов как Сергей Перепелкин, Евграф Зубов, Александр Бакумец.

 

5. Какие тенденции Вам нравятся и какие не нравятся в современной (спортивной и не только спортивной) шашечной композиции?

 

Современная проблематика в настоящее время, в силу разных причин, переживает серьезный кризис. Так что нравится мне немногое. К положительным моментам следует отнести то, что несмотря на кризис, продолжает стойко держаться CPI во главе с Виктором Шульгой, несмотря на часто необъективную критику, продолжает организовывать различные международные соревнования. А они, соревнования, на мой взгляд, являются, как не крути, мощным двигателем творчества. С полезными инициативами в последнее время выступили литовские и белорусские композиторы.

Не нравится укоренившийся в последнее время уровень общения между проблемистами. Некоторые из них позволяют себе (на ряде русскоязычных сайтов) оскорбления, да такие, что порой диву даешься. Волей-неволей начинаешь сомневаться в их психическом здоровье. И все это проходит безнаказанно. Другие ведут себя высокомерно и поучительно. И тех, и других мало заботит приток в композицию новых шашистов, мало заботит престиж композиции. В отношения между проблемистами стали приплетать политику, что свидетельствует о скудоумии, апофеозом которого стало утверждение о захвате русскими CPI (?!).

Не нравится то, что большинство композиторов качнулись только в спортивную сторону. Пишут, по меткому выражению Геннадия Андреева, доносы, без устали выискивая брак и идейные предшественники в чужих произведениях, при этом выпячивая, порой безосновательно, достоинства своих. Практически только для этого они и смотрят такие композиции, да еще судьи вынуждены лицезреть композиции авторов. На мой взгляд, пришла пора обязать CPI, помимо спортивных, подводить итоги творческие. Такие обзоры могли бы составлять С.Юшкевич, Е. Зубов, М.Цветов и другие. Кроме того, можно издавать электронный журнал (альбом) с комментариями лучших произведений, опубликованных за год в различных изданиях.

Не нравится хроническое безденежье в композиции. FMJD давно уклонилась от проблем шашечной композиции, изредка только поддерживая возникающие скандалы, грозя вообще отторгнуть от себя ненужное детище.

 

6. Вы несколько лет были президентом CPI FMJD, еще более продолжительное время (до того) – членом CPI FMJD. Ваши воспоминания из этого периода, этой деятельности? Сейчас некоторые коллеги на форумах «по чёрному» критикуют Вашу деятельность на этом поприще. Читали ли Вы эту критику, если да – что можете ответить?

 

Критику в свой адрес читал. Ей, в большей или меньшей степени, подвергались все последние президенты CPI: С.Юшкевич, Я.Бюс, Е.Зубов. Но я за критику объективную, а не за «черную». Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить членов CPI: Вас, Альгимантас, как секретаря, а также Ивана Ивацко и Виктора Шульгу за совместную работу в этой международной организации. К несомненным достижениям CPI «нашего» периода следует отнести то, что была внесена свежая струя в развитие задачного жанра как на русской, так и на стоклеточной досках, представители самого древнего жанра получили доступ к международным званиям, и, в конечном итоге, к званию чемпиона мира. То же самое можно сказать об этюдах и проблемах в русские шашки. Введены международные звания для судей, расширена сетка для присвоения международных званий в композиции – с 6 до 10, внесены прогрессивные изменения в Статус CPI и международные правила проблематики, организованы и проведены несколько чемпионатов мира по русским и стоклеточным шашкам, множества международных конкурсов. Было инициировано присвоение звания международного гроссмейстера почетной степени ряду выдающихся композиторов. Все это привело к оживлению развития композиции в ряде стран, в первую очередь в Белоруси, в Украине и в Литве.

Были проведены три семинара по шашечной композиции в Москве, на базе и за счет международной юридической компании, в которой я был вначале в должности первого заместителя генерального директора, а после преобразования – адвоката. Выделялись хоть какие-то денежные средства для поощрения победителей и призеров ряда чемпионатов мира. Гостями упомянутой компании – своеобразного центра развития композиции на протяжении почти 10 лет – были президент ФМЖД (FMJD) Вальтер ван Бек, вице-президент ФМЖД (FMJD) Владимир Птицын, президент CPI Яп Бюс, голландский проблемист Лео Шпрингер, заслуженный тренер России Юрий Черток, экс-чемпион мира Вячеслав Щеголев, чемпион мира Александр Шварцман, ведущие проблемисты Александр Федорук, Борис Шкиткин, Евграф Зубов, Сергей Перепелкин, Александр Николаев, Михаил Цветов, шашечные композиторы Альгимантас Качюшка, Иван Ивацко, Виктор Шульга, Андрей Фомин. Александр Левит, Петр Шклудов, Александр Катюха, Петр Матус, Айрат Нагуманов и многие другие. Практически еженедельно собирались московские проблемисты, где демонстрировались новые произведения, обсуждались насущные проблемы композиции, строились планы на будущее и просто отдыхали. Двери юридической компании в Архангельском переулке Москвы всегда были гостеприимно открыты.

Вплотную было подошли к проведению очного чемпионата мира по решению шашечных композиций, спонсоры выделили 20 тысяч долларов США. Но вдруг рухнула наша юридическая компания, рухнули сбережения. Ничто не вечно под Луной. Появились новые и очень важные заботы, стало не до композиции. С этим, в основном, и была связана моя отставка с поста Президента CPI, плюс проблемы со здоровьем. Но никак не самоустранение, как неудачно, не без ехидства, заметил С.Юшкевич. Были ли ошибки и недостатки в работе CPI в годы моего руководства? Конечно, были. Главные из них организация и контроль за проведением первого чемпионата мира по проблемам-64. Я это признаю и прошу у любителей композиции прощения. Но говорить о том, что мною был причинен только вред композиции, по меньшей мере, не объективно. А в адрес основного критика Евграфа Зубова так и хочется воскликнуть: «И ты, Брут!».

 

7. У Вас была блестящая карьера военного прокурора. Но профессия и работа не из легких. Не жалеете, что в молодые годы избрали именно тот путь?

 

Нужно уточнить. Лучшие годы своей жизни я отдал не работе прокурора, а следователя. Прошел путь от рядового следователя до старшего следователя по особо важным делам при Главном военном прокуроре и четыре года – при Генеральном прокуроре СССР. В эту работу влюбился еще в школьные годы, прочитав «Записки следователя» Льва Шейнина. О работе следователя прекрасно написал известный психолог Ратинов: «Не много человеческих занятий представляют такой многосторонний и захватывающий интерес. Перед следователем проходят и развертываются все стороны человеческой природы, он сталкивается с наиболее выпуклыми и резкими явлениями социальной жизни. Общественная польза, благородство профессии, острота борьбы, исследовательский поиск, торжество справедливости, творчество, наука, искусство – трудно даже приблизительно очертить все привлекательные стороны следственной работы. Каждая из них, даже отдельно взятая, стоит того, чтобы посвятить себя этому делу». Очень рад, что занимался любимым делом и, конечно, никогда об этом не жалел. Можно было бы рассказать о многих интересных, запутанных делах, которые пришлось расследовать, как на территории СССР, так и за рубежом (Сирия, Эфиопия, Германия, Венгрия, Финляндия, Афганистан), но это, как говорится, уже совсем другая история.

 

8. У Вас прекрасная, как говорится, успешная семья: 3 брата, жена, дочь, сын. В чем залог того, что все они нашли свой успешный путь в жизни?

 

У нас все как у всех: и успехи, и проблемы. Своими успехами мы, братья Матусы, обязаны своим родителям, дружелюбной и творческой атмосфере в семье, хорошей наследственности, любви к родителям и друг к другу. Эти же принципы родителей я перенес и на свою семью. Мне во всем помогает моя жена Инесса, талантливый инженер-конструктор, работала в различных НИИ, преподавала в ВУЗах начертательную геометрию и техническое черчение, прекрасная жена, мама и бабушка, мой источник вдохновения в композиции! У нас две внучки и внук. Старшая из них Аня, неоднократный победитель и призер всероссийских и международных олимпиад по физике. Сейчас она студентка первого курса физфака МГУ. Дочь Аня закончила философский факультет МГУ. Сын Сергей играл на гитаре в ансамбле, писал песни. Сейчас строит бизнес вокруг своего любимого занятия – карпфишинга. Я их всех очень люблю.

 

9. Ваш младший брат Пётр Матус – мастер спорта по шашечной композиции, призер чемпионатов СССР по шашечной композиции, математик мирового уровня: профессор, доктор наук, заведующий кафедрой Католического университета г.Люблина (Польша), главный научный сотрудник Института математики Национальной академии Беларуси (НАН Беларуси). Его внучка Анастасия Матус / Nasstasja Matus (США), которой сейчас 10 лет, неоднократная чемпионка США по шахматам среди детей, участница нескольких детских чемпионатов мира (лучшее место – 8 в 2015 году). Я с Петром Матусом очно общался только один раз, довольно коротко, в течении пару дней в Москве, в конце 2001 года (но и после этого короткого общения одна из его книг попала в библиотеку университета г.Шяуляй, Литва), но мое мнение о нем очень твердое: настоящий интеллигент, человек незаурядного и глубокого ума. Много ли Вы общаетесь с семьей своего брата, что еще можете (и желаете) рассказать о его семье?

 

С Петей мы старшие из братьев, он моложе меня на пять лет, очень дружны, болеем друг за друга, за наших детей и внуков, радуемся их успехам. Встречаемся не так часто, как хотелось бы. Но летом обязательно, на рыбалке, это наша общая страсть. Болеем за Настю, которая в 9 лет стала кандидатом в мастера по шахматам. Петин сын Олег с отличием закончил факультет прикладной математики, живет и работает в США, у него своя компания, занимается информационными технологиями. Жена Петра, Вацлава, – врач. Что еще добавить? Петя – организатор и редактор признанного в мире международного математического журнала «Computational Methods in Applied Mathematics», выходящего на английском языке, кроме того, он является членом редколлегий еще семи международных журналов по информатике, численному анализу и математическому моделированию.

 

10. Три Ваши любимые книги, кинофильмы, виды спорта (кроме шашек/шашечной композиции)?

 

Любимые книги – «Бегущая по волнам» А. Грина, «Защита Лужина» В.Набокова, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского. Из кинофильмов, пожалуй, «Братья Карамазовы». Из других видов спорта больше всего люблю легкую атлетику, занимался спринтом. Лучший мой результат на стометровке 10,8 сек.

 

Интервью для «Šaškių kaleidoskopas» взял
Algimantas KAČIUŠKA (08-01-2016)


© «Šaškių kaleidoskopas», №19, 2016




© 2001-2016 Gr.Vetrogon,   © 2001-2016 TАВЛЕИ,   Webmaster