ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Сергей ЮШКЕВИЧ

ДВА ИЗОБРАЖЕНИЯ «КАФЕ МАНУРИ»


«Что за песню пели сирены, или какое имя принял Ахилл,
скрываясь среди женщин, – уж на что, кажется, мудрёные вопросы,
а между тем какая-то догадка и здесь возможна.»
Сэр  Томас Браун

Есть два изображения кафе, оставшегося известным в истории как «Кафе Манури».

Первое – это гравюра, воспроизведённая в книге Лорана Коммара (Laurent Commard) «Двести новых проблем, созданных в шашечной игре на польский манер» («Deux cents nouveaux problèmes récréatifs du jeu de dames a la polonaise», 1823 г.).

 

Первое изображение [1]

 

 

[1]

 

Игроки

 

К.Алье (C.T.F. Alliey) в своей «Полной библиографии», которая была помещена в «Энциклопедию шашечной игры» К.Пуарсона-Прюньо (“Encyclopedie du jeu de dames” of Q.Poirson-Prugneaux, 1855 г.), написал об этой гравюре следующее:

 

«Маленькая прелестная гравюра подписана ‘Кафе Манури’. На ней запечатлены двенадцать человек, ясно различимых. Двое сидят по разным углам стола (Блóнде и Клерамбо) и, окружённые зрителями, играют шашечную партию».

[“La jolie petit gravure annoncée est en regard du titre et porte pour souscription Cafe Manouri. Elle représente bien distinctement douze personnes. Deux joueurs assis de chaque côté d'une table (Blonde et Clérambault) fesant la partie de Dames qui sont entourés de divers spectateurs.”]

 

Информация, сообщённая К.Алье, – краеугольный камень моей гипотезы.

Итак, Блóнде и Клерамбо сидят лицом к лицу в центре гравюры. Кто из них – Блóнде и кто – Клерамбо? Согласно европейской традиции, в частности, французской, тот, кто указан первым – тот сидит слева. Эта европейская традиция происходит от нормы европейского правописания: слева направо (в отличие от арабской нормы правописания – справа налево). Базируясь на этой традиции, мой вывод таков: слева сидит Блóнде, опираясь локтями на палку.

Утверждая это, я следую за К.Алье, когда он пишет: «Двое игроков сидят по разным углам стола». Я понимаю его указание так, что он имеет в виду игроков, чьи лица видны ясно, коль скоро он называет их имена: Блóнде и Клерамбо. Если бы их лица были неразличимы, у К.Алье не было бы основания указывать их имена. Однако он не совсем точен, когда пишет, что два игрока – это Блóнде и Клерамбо, потому что Блóнде НЕ ИГРАЕТ, он наблюдает за игрой. Клерамбо играет с тем, кто скрывает своё лицо, заслоняя его своей правой рукой, готовясь, в то же время, сделать ход своей левой рукой.

 

Дата

 

К.Алье пишет:

«Это перспектива зала кафе, на протяжении более века широко известного как место встречи игроков в шашки».

["C'est la perspective de la salle de ce cafe si renomme depuis plus d'un siecle pour la reunion des joueurs de Dames."]

 

Первое изображение [1] было воспроизведено во «Французском обозрении шашечной игры» (“La Revue Francaise du Jeu de Dames”) в марте 1935 г. с заголовком: «Кафе Манури в 1760 г.».

У меня есть сомнения в указанной дате – 1760 г. – по трём причинам.

Во-первых, биография Блóнде: он родился в 1740 г. (или 1741) и умер в 1819 г. Если верить указанной во «Французском обозрении…» дате, то на гравюре ему, соответственно, 20 лет. Выглядит ли Блóнде, сидящий слева, как молодой человек 20 лет? Нет. Сидящий слева изображен пожилым (старым) человеком, которому, по меньшей мере, 60 (65) лет.

Во-вторых, отсутствие париков на головах изображённых персон (почти всех: не совсем ясно в парике ли Блóнде). В 1760 г. повсюду в европейских городах надевать парики было нормой для людей, занимавших социальную позицию в городе. Парики стали исчезать после Французской революции 1789 г., с приближением эпохи Наполеона, и полностью исчезли как норма общественной жизни в европейских городах после первой декады XIX века.

В-третьих, одежда.

a) Шляпы, прежде всего. Соответствует ли стиль шляп изображённых на гравюре персон моде XVIII века? Нет, не соответствует. Каким был фасон шляп в XVIII веке можно увидеть на картине Жака Вожюа [2] (см. далее). Фасон шляп, изображённых на гравюре [1], характерен для моды начала XIX века, когда парики стали исчезать. На гравюре изображены шляпы высокие и узкие. В 1770-х гг., однако, люди носили шляпы широкие, потому что они надевали их на парик.

b) Но не только шляпы противоречат моде 1770-х гг. Большинство людей, изображённых на гравюре [1], одеты в вечернюю одежду – во фраки, что было невероятным для городской моды в 1760 г., когда фрак только-только появился (и сначала – в качестве одежды кавалеристов). Частью фрачного костюма были брюки, в которых изображены все персонажи, кроме тех, кто сидит за столом. Зато одежда персонажей на гравюре [1] полностью соответствует моде начала XIX века (вспомним «Евгения Онегина» – Как денди лондонский одет...).

 

Вывод (1)

 

Эти три причины, соединённые вместе, приводят к выводу:

Дата первого изображения [1] «Кафе Манури» относится к началу XIX века, приблизительно к 1805-1815 гг.

 

Второе изображение [2]

 

 

[2]

 

Вторым изображением «Кафе Манури» является картина Жака Трентона де Вожюа (Jacques F.R. Trenton de Vaujuas, 1756–1827), запечатлевшая интерьер «Кафе Манури». Картина была создана в то время, когда он был студентом «Королевской военной школы» (гвардейцем, или будущим «мушкетёром короля», как сказали бы 300 лет назад!). Это приблизительно 1770-1774 гг., более точную дату установить вряд ли возможно, поскольку Ж.Вожюа не был профессиональным художником.

Эта картина прекрасно демонстрирует нормы одежды, принятые в середине 1770-х гг. в обществе европейских городов. Все персонажи носят парики, за исключением женщины на заднем плане (мы не останавливаемся на рассмотрении женских причесок того времени, поскольку женская прическа во все времена истории человеческой цивилизации являлась настолько важным объектом для её обладательницы, что анализ этого объекта потребовал бы тщательного исследования, которое невозможно в рамках настоящей статьи). Стиль одежды персонажей картины отличается от стиля одежды персонажей гравюры [1]: нет фраков, вместо которых мы видим длинные плащи и короткие брюки.

 

Картина замечательна своими очень интересными деталями, которые дают нам много информации.

 


    Деталь 1

 

Конечная цель моих размышлений – назвать имена двух персон, беседующих в центре картины: первый – в шляпе и с тростью, второй, стоящий рядом с ним справа – без шляпы, но в парике (Деталь 1).

 

Одежда

 

Рассмотрим одежду персон, изображённых на картине [2].

 


    Деталь 2

 

Одежда трех персонажей картины ясно отличается от одежды всех остальных.

Изображённые на картине люди, в своем большинстве, одеты одинаково: они в верхней одежде, предназначенной для улицы, их плащи длинные, напоминающие нам современный макинтош. Контрастом этому – три персонажа, на которых верхней одежды нет. Этими персонажами являются: человек справа на Детали 2, выделенный отдельно на Детали 3, человек справа на Детали 1 (Деталь 4) и женщина на заднем плане на картине [2] (Деталь 8).

 

           
    Деталь 3                                  Деталь 4                              Деталь 8

 

Различие между одеждой большинства персонажей и одеждой трех персон, упомянутых выше, приводит нас к заключению: большинство персонажей – посетители кафе, тогда как три персоны – не посетители. Но если они не посетители, то кто они? Ответ очевиден: они – люди, работающие в «Кафе Манури». Вот этот молодой парень на Детали 3 – он кто? Он – официант: либо он только что принес бутылку, которую держит в своей правой руке, либо он собирается её убрать со стола.

 

Теперь давайте сравним одежду официанта на Детали 3 с одеждой одного из тех, кто стоит в центре картины – см. Деталь 4. Стиль их одежды один и тот же. И теперь давайте подумаем, кто же это может быть на Детали 4?

 

Хорошо известно, что многие знаменитости посещали «Кафе Манури», среди них – Ш.М. де ля Кондамин, Ф.А.Д. Филидор, Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г.-Ж. Дантон. Можно ли предположить, что один из них (или кто-нибудь из других известных людей того времени) изображён на Детали 4?

Нет. Во-первых, потому, что, в этом случае, имя такого известного человека было бы указано. Во-вторых, потому, что одежда человека на Детали 4 доказывает: он не посетитель кафе. Но кто же он, в таком случае?

Кто мог находиться в центре картины, одетый в «фирменную» одежду? Я вижу только один убедительный ответ: владелец «Кафе Манури» (хозяин), и этот владелец – ни кто иной, как сам Манури.

 

Вывод (2)

 

Это Пьер Манури (Pierre Manoury) изображён на Детали 4.

 

Изображение Блóнде

 

Сравним теперь лицо человека, стоящего с тростью в руке на Детали 1 в центре слева (см. деталь 5) и лицо Блóнде, изображённого на гравюре [1] (Деталь 6).

 

     
    Деталь 5                   Деталь 6: Блóнде с гравюры [1]

 

Научная экспертиза могла бы либо опровергнуть, либо доказать следующее предположение: на Детали 5 и Детали 6 изображён один и тот же человек, принимая во внимание внешнее сходство его облика на двух изображениях и широкие скулы его крупного лица. И этот человек – Блóнде. Но если на Детали 6 он уже пожилой (старый) человек, то на Детали 5 его возраст полностью соответствует возрасту Блóнде в 1770-1774 гг.: ему примерно 30-34 года.

Ещё одно обстоятельство говорит в пользу такого предположения, см. Деталь 7.

 

     
    Деталь 1                     Деталь 7

 

Обратите внимание на правую руку Манури на Детали 7. Ясно видно, что Манури что-то берёт из маленькой коробочки, которую Блóнде держит в своей левой руке.

Что же это могла быть за коробочка?

Это могла быть табакерка. В ту эпоху привычка нюхать табак была широко распространена (в отличие от последующих эпох, когда эта привычка стала постепенно исчезать).

Хорошо известно, что Блóнде был натуралист. Чаще его профессия упоминается как «продавец зубочисток», но это примитивное понимание его деятельности, область которой не вызывает сомнений. Продажа зубочисток – одна и, наверное, самая незначительная из сторон деятельности натуралистов, которые в эпоху Блóнде были «мастерами на все руки» во всём, что касалось естественных наук. Нюхательный табак в полной мере относится к тем вещам, к которым Блóнде имел прямое отношение по своей профессии.

 

Вывод (3)

 

 В центре  картины  Ж. Трентона де Вожюа [2]  изображены:

 Блóнде (в шляпе и с тростью)  и  Манури (без шляпы и в парике).

 


Статья опубликована в голландском журнале “Hoofdlijne”, № 128, август 2008 г., стр. 9-12,
   на английском языке.
   На русском языке публикуется впервые, с некоторыми дополнениям и уточнениями
   30 мая 2017 г.

 

© Сергей Юшкевич

 



© 2001-2017 Gr.Vetrogon,   © 2001-2017 TАВЛЕИ,   Webmaster