ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Педлагаем вашему вниманию предисловие к новой книге (которая, наконец, готовится к печати) Григория Ветрогона «Русские шашки. Формирование дебютного репертуара» (Монография в двух томах: т.1 – «Белые дебюты», т.2 – «Черные дебюты»). Предисловие дает хорошее представление о характере будущего издания (прежде всего как учебника по теории дебютов) и философии написания и методики изложения материала автором.

Для удобства читателей примечания даны рядом с соответствующими ссылками на них.


Григорий ВЕТРОГОН,
гроссмейстер СЛШИ

Русские шашки. Формирование дебютного репертуара

(из опыта тренерской работы и игры по переписке)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Суть работы – закон, суть игры – благодать.
Гилберт Кийт ЧЕСТЕРТОН

Наряду с шахматами, музыкой и другими искусствами
шашки играют громадную роль в деле
организации разумного отдыха трудящихся.
Петр СЛЕЗКИН

Правила игры в русских шашках просты, но это та предельная простота, которая сохраняет бесконечную глубину игры. Очевидно, что без знания теории дебютов невозможно какое-либо совершенствование в шашечной игре. Однако не существует единого мнения о том, на каком уровне индивидуальной подготовки необходимо изучать дебютную теорию.

Одно из основополагающих положений применяемого автором подхода к шашечной педагогике состоит в том, что основы дебютной подготовки необходимо постигать еще в раннем возрасте, то есть уже шашист второго разряда должен владеть определенной суммой дебютных знаний и обязан знать ряд конкретных вариантов. Раннему изучению дебютной теории способствуют несколько обстоятельств:

  • в дебюте наиболее ярко проявляются основные принципы игры;
  • хоть однажды поймав соперника на «вариант», шашист стремится расширять и совершенствовать свой дебютный репертуар, возникает положительная обратная связь между теорией и практикой, столь необходимая в самосовершенствовании и педагогике;
  • изучение дебютной теории способствует развитию и закреплению навыков работы с литературой, а это качество является одним из главных при подготовке квалифицированного шашиста.

Так как изучить всю теорию дебютов в принципе невозможно, то необходимо ограничить поле дебютных поисков и систематизировать полученные знания. Поэтому из океана дебютных систем и вариантов мы выделили лишь небольшую часть, но их обязательное изучение позволит создать определенный дебютный репертуар, а также поможет выработать подход к дальнейшему изучению теории шашечных дебютов.

Предлагаемые дебютные схемы достаточно четко различаются по «цвету», то есть всегда оговаривается, каким цветом – белыми или черными рекомендуется играть данный вариант. В то же время необходимо предостеречь от одностороннего изучения и применения дебютов (только за один «цвет»), так как изучение дебютов за оба «цвета» помогает лучше познать его специфику и глубже (вплоть до интуитивного уровня) постигнуть сам дух и идеи разыгрывания конкретных дебютных систем.

Формирование индивидуального дебютного репертуара – процесс сугубо личный, но будем надеяться, что в этом деле определенную помощь окажет и настоящая книга.


Основные принципы

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре:
они гибнут, но обеспечивают победу.
Иоганн Вольфганг ГЕТЕ

Начнем с уточнения некоторых основополагающих понятий.

Дебют – как известно, это начало партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем – эндшпиль.

В русских шашках понятие дебюта не формализовано и часто дебютный вариант заканчивается в глубоком миттельшпиле, а иногда охватывает и весь эндшпиль. Отсутствие формального подхода – разумеется, скорее плюс, нежели минус, так как сама игра настолько живая, что ее невозможно втиснуть в какое-либо «прокрустово ложе» жестких схем.

Но в данной книге представление о дебюте несколько иное. Наряду с дебютом, введено новое понятие – начало игры. Это совокупность дебютов, объединенных какой-либо общей идеей. Таким образом, начало партии – не синоним термина дебют, а более общее понятие.

В настоящей книге началом является часть, а конкретным дебютом – отдельная глава. Иногда эта установка не соблюдается – например, в последней, четвертой, части второго тома собраны все начала с 1.ed4, 1.ef4, 1.ab4 и 1.gh4, и каждая глава, являющаяся дебютом, фактически представляет соответствующее начало. Это связано с определенной выборкой – скажем, в начале с 1.ab4 мы рассматриваем не все дебюты, а только лишь дебют «Игра Бодянского», да и то отнюдь не все варианты, а лишь наилучшие со стороны черных, и совсем не рассматриваем различные отказанные системы «Игры Бодянского», каждая из которых является самостоятельным дебютом. А в начале с 1.ef4, кроме классической «Игры Шмульяна», мы рассматриваем и некоторые отказанные системы, так как планируем иногда применять ход 1.ef4 и со стороны белых.

С другой стороны, цельный дебют «Городская партия» представлен не одним, а несколькими главами, причем как в первом, так и во втором томе.


Методология

Кто преподает, тот в большинстве случаев уже
не способен сделать что-либо для своего собственного блага;
он думает всегда только о благе своих учеников,
и всякое познание радует его …
поскольку он может преподавать его другим.
Фридрих НИЦШЕ

Что шашки являются хорошей моделью человеческого мышления, да и мира в целом, писали неоднократно. Но шашки являются и прекрасной моделью учения, так как здесь в наиболее сконцентрированном виде проявляются все особенности учения и обучения как такового. В этом смысле шашки являются уникальным видом спорта, позволяющим моделировать все виды (типы, методики) обучения.

Наиболее близко к авторской методике шашечной педагогики стоит методика развивающего обучения Л.В.Занкова. Вот основные принципы этой педагогики [1]:

1. Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения.

2. Осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необходимость работы над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

3. Обучение на высоком уровне трудности.

4. В изучении программного материала идти вперед быстрыми темпами.


[1] Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

И хоть в первоначальном виде методика Занкова ориентируется на обучение младших школьников, с определенными поправками и уточнениями она применима и для детей старшего возраста, а также и для взрослых.

Шашки активно применял в своей практике известный педагог-новатор В.Ф.Шаталов [2]:

«В соревнованиях по шашкам, требующих предельно напряженного внимания, глубокого анализа и сложных расчетов, на первых местах оказались слабые ученики… Игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервы мышления».

«Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутых Л.В.Занковым – это фундамент, на котором базируется быстрое и надежное развитие каждого ученика. Упор на практику делается чуть позже, после изучения больших теоретических разделов».

«Изложение материала большими структурно-целостными блоками позволяет увидеть единую картину там, где раньше вместо целого были только разрозненные фрагменты, не дававшие представления ни о роли раздела в общей системе знаний, ни о его внутренних взаимосвязях».


[2] В.Ф.Шаталов. Эксперимент продолжается. – Дн.: Сталкер, 1998.

Для этой цели В.Шаталов разработал опорные конспекты. Аналогично шаталовским конспектам, у меня созданы блок-схемы по каждому дебюту и дебютному варианту, но ограниченные полиграфические и иные технические возможности, а также отсутствие еще десяти лет в запасе, не позволяют их привести в данной монографии. Необходимо отметить, что когда я начал работать с детьми (вторая половина 80-х годов), то и понятия не имел о шаталовской методике. Но, как и у Шаталова, у меня разработана собственная мнемоника, которая берет свое начало с преподавания астрономии в школе [3].


[3] Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь (спектральные классы звезд – O B A F G K M).
    Аналогичный пример из физики:
    Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны (спектральный состав «белого» цвета, то есть цвета радуги).

Разработаны и свои опорные сигналы«серая ничья», «ничейный вариант», «комплекс ba5» и целый ряд других. Эти средства служили нам еще и для романтически – секретных целей. Ведь на соревнованиях – мы как разведчики в тылу противника, живем среди «врагов», и поэтому нам надо так общаться – готовиться, чтоб нас никто не понял. Вот из таких практических нужд и родился своеобразный шифр.

Говорят:

Кто умеет играть – играет. Кто не умеет – учит играть. Кто не умеет учить – учит, как надо учить играть.

Судя по наличию этой монографии, автор находится на третьей (и окончательной!) стадии «деградации». Но что же делать, если подходящего учебника по теории русских шашек нет до сих пор? Что же делать, если педагогика шашечного обучения находится в зачаточном состоянии, и в обозримом будущем какие-либо принципиальные подвижки вряд ли предвидятся? Каждый пишет лишь ту книгу, которую хочет прочесть...

Необходимо сразу сказать, что данная монография возникла из практической тренерской работы с детьми и вначале задумывалась в виде небольшого методического пособия, а уже потом, в течение непрерывной десятилетней работы, разрослась до многотомной монографии. Отсюда и разработанная мнемоника, и некоторая специфика изложения.

Впрочем, полагаю, что и взрослому читателю эти особенности стиля не повредят, а наоборот, помогут лучше запомнить материал и быстрее научат ориентироваться в многообразии представленного материала.

И, главное, не будем забывать слова Сенеки:

Non scholae, sed vitae discimus [4].


[4] Не для школы, а для жизни учимся.


Теория и практика

Теория – это жернова, а опытные данные –
зерно, которое засыпается в эти жернова.
Совершенно ясно, что одни жернова, сколько бы
они ни крутились, ничего полезного дать не смогут
(теория работает сама на себя).
Но качество муки определяется качеством зерна,
и гнилое зерно не может дать питательной муки.
Поэтому доброкачественность эксперимента является
необходимым условием как для построения передовой
теории, так и для получения практических результатов.
Петр КАПИЦА

Кто не умеет фехтовать, собьет с толку опытного фехтовальщика.
Никколо МАККИАВЕЛЛИ

В соответствии со словами Петра Леонидовича Капицы, для создания хорошей теории нужны качественные экспериментальные данные. В нашем случае экспериментом как раз и являются практические партии по шашкам, сыгранные мастерами и гроссмейстерами на самом высоком уровне, вплоть до финалов чемпионатов России, СССР и мира. Я старался собрать и прокомментировать как можно больше партий ведущих шашистов, сыгранных в различных соревнованиях, как за доской, так и в игре по переписке. Об объеме проделанной работы свидетельствуют и именной указатель, и список используемых турниров.

Однако не надо упускать из виду, что данная монография – не объективизированная энциклопедия дебютов, а именно учебник, своего рода путеводитель в бескрайнем море современной дебютной теории. Кроме того, данная монография представляет собой систематизированный свод нового подхода к дебютной теории вообще. Обе эти причины побуждают нас значительно увеличить круг вовлекаемых шашистов и сыгранных ими партий. И не зря в эпиграф вынесены слова Макиавелли.

Но какое отношение «плохой фехтовальщик» (см. второй эпиграф) может иметь к русским шашкам? Объясняю.

1. Пусть некая партия, сыгранная сильнейшими шашистами на самом высоком уровне, действительно лишена каких-либо ошибок и является эталоном в каком либо дебютном варианте. Но ведь шашки – игра многовариантная, и любой другой ход, пусть и несколько более слабый, приводит уже к другому течению игры. Да и сами критерии «плохих» и «хороших» ходов весьма условны и зависят от множества факторов, в том числе и сугубо субъективных.

Поэтому мне представляется крайне целесообразным приводить и другие, более слабые партии, даже в канонических вариантах, чтобы лучше уяснить специфику игры в каждом конкретном случае.

2. Абсолютно безошибочных партий в природе не существует, и поэтому грань между сильными и слабыми ходами порой весьма условна.

Используя школьную терминологию, можно сказать следующее.

Играть в шашки на «отлично» может только Господь Бог, профессионалы являются крепкими «хорошистами», большинство же шашистов является стандартными «середняками». Но разве это значит, что мы вправе игнорировать все «средние» партии?!

3. В книге приводится столько различных вариантов, разработано столько новых ходов, проанализировано столько новых ответов, которые и в голову не придут маститому гроссмейстеру, но которые тем не менее встречаются в жизни.

Перефразируя Маккиавелли, скажу:

«Неискушенный шашист может сбить с толку опытного теоретика».

Вот здесь как раз на помощь и приходят партии менее именитых партнеров, в которых встречаются менее изученные, а порой и явно слабые хода.

Одной из отличительных особенностей книги является введение в научный оборот целого пласта «средних», ранее не публиковавшихся партий, которые составляют существенную часть моей монографии.

Разумеется, в этом случае существует опасность засорения книги второстепенными, а то и лишними деталями.

Но неискушенный читатель и не должен читать подряд всю книгу – достаточно доходить до ключевых позиций, а дальше просто размышлять, или начинать читать другой вариант, не заходя в «дремучие дебри» дальнейшей теории.

Как говаривали в старину:

Innocens credit omni verbo [5].


[5] Простодушный верит всякому слову.
    Или, как сказал мудрый Соломон: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим».

Опытный же шашист привык на веру ничего не принимать – он проверяет чуть ли не каждое положение или утверждение. Кроме того, каждый опытный шашист может для себя определить степень «истинности» каждой партии – даже чисто лингвистически, на основании анализа фамилий игроков и турнира, в котором партия имела место быть.

И, наконец, проведена большая работа отделения «зерен от плевел» (список моих добровольных помощников приведен в разделе «Благодарности»).

А в целом совет здесь простой.

К данной монографии, как и к любой другой серьезной публикации по шашкам, необходимо подходить творчески. Не принимайте все на веру, проверяйте, самостоятельно анализируйте. Ведь только в неустанной творческой работе – залог успеха!

В связи с включением в книгу партий малоизвестных шашистов необходимо обсудить еще одну, гораздо более важную проблему – принципиальную провинциальность (извините за ассонанс!) теоретической деятельности в русских шашках.


Маргинальность в шашках

Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря…
Иосиф БРОДСКИЙ

Разумеется, наше шашечное «отечество» империей никак не назовешь, но ведь даже у острова есть своя провинция. Канул в лету «золотой век» шашечного книгоиздания (пятидесятые – восьмидесятые годы XX века). Книги, изданные тогда, навсегда вошли в золотой фонд шашек.

Это и прекрасные сборники прокомментированных партий чемпионатов СССР, выходившие в 50-е годы [6,7], и замечательные книги Л.Рамма [8] и И.Купермана, В.Каплана [9], и тяжеловесная, но крайне полезная книга О.Пуусеппа [10]. Из более близких по времени назовем книги В.Литвиновича, Н.Негра [11] и Г.Хацкевича [12].

А теперь зададим сакраментальный вопрос – какие фундаментальные работы по теории дебютов изданы за последние 10–15 лет?

Кроме книги Э.Цукерника [13], пожалуй, и назвать больше нечего. Да и та была написана еще в «застойные» времена, издана в Латвии и в России наверняка имеется у очень незначительного количества шашистов.


[6] XIV и XV первенства СССР по шашкам. – М.: ФиС, 1955.
    [7] XVI первенство СССР. Составители В.Абаулин и Л.Рубинштейн. – М.: ФиС, 1955.
    [8] Л.М.Рамм. Курс шашечных начал. – М.: ФиС, 1953.
    [9] И.И.Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки. – М.: ФиС, 1957.
    [10] O.Puusepp. Kabe keskmang. – Tallinn: 1983 (на эстонском яз.).
    [11] В.С.Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов. – Мн.: Полымя, 1985.
    [12] Г.И.Хацкевич. 25 уроков шашечной игры. – Мн.: Полымя, 1979.
    [13] Э.Г.Цукерник. Русские шашки. Теория дебютов. – Рига: Iljus, 1996.

Книга Цукерника неплохая, но имеет ограниченный дебютный репертуар. Кроме того, эта книга обладает тем же недостатком, что и предыдущие книги – длинные варианты, монотонный набор букв и цифр. Подобный подход хорош при создании компьютерной базы данных, а также при написании формализованной дебютной энциклопедии (и то, и другое – дело будущего), но совершенно неприемлем для учебника (курса) дебютов. Книга должна быть живой, эмоциональной, и в то же время быть четко структурированной, а не состоять из одних наборов сухих схем. Этот недостаток, присущий всем без исключения книгам по теории дебютов, я попытался преодолеть в данной монографии.

Других же полновесных изданий по теории дебютов не было и нет.

Что ж, это и понятно – шашечной «элите» необходимо совершенствовать «летающую шашку» (так называемые «современные шашки») да активно участвовать в политической жизни... Разве здесь до развития теории в классических русских шашках? Таким образом, в русских шашках отчетливо проявляется то, что происходит повсеместно в России, да и с самой Россией: традиционные ценности благодаря активной деятельности «модернистов-реформаторов» всех мастей задвигаются на задворки общественного (да и личного) сознания. Похоже на то, что духовность постепенно становится уделом и достоянием провинциалов, так как в провинции меньше действует разрушающий дух времени. А наша шашечная «элита» занимается вполне «элитарным» делом – меняет правила игры: вначале вводится жеребьевка начальных ходов, а затем и вообще появилась «летающая шашка». А провинция, рассматриваемая не только и не столько как географическое понятие, а как категория духа, обладает разумным консерватизмом: Зачем же правила менять, которые не меняются 200 лет? И мы верим, что классические русские шашки еще 200 лет будут существовать без изменений.

Нет, теоретическая жизнь в шашках не умерла, просто она, как и большинство других культурных ценностей, оказалась вытесненной на обочину общественного сознания. Теория русских шашек может развиваться только в провинции!

То есть маргинальность русских шашек – это, увы, свершившийся факт, имеющий как объективное объяснение – деградацию нашей духовной жизни, так и субъективное – крайне отрицательное влияние этой деградации на нашу шашечную «элиту».

Что касается моей монографии по теории дебютов, то и она вполне маргинальна, но еще и по третьей причине – в силу сознательной установки на принципиальную провинциальность, о чем шла речь выше. То есть провинциальность и маргинальность данного труда являются вполне осознанными и, увы, неизбежными.

Sapienti sat [14].


[14] Умному достаточно.


Структура монографии


Монография состоит из двух томов «Белые дебюты» и «Черные дебюты». Каждый том включает в себя две книги. Остановимся более подробно на 1-м томе.

– 1 книга 1 тома. Начала с 1.cb4 и 1.cd4.

– 2 книга 1 тома. Стратегия хода 1.gf4.

Итак, перед Вами первая книга первого тома, которая в свою очередь состоит из двух частей.

– 1 часть. Начала с 1.cb4.

– 2 часть. Начала с 1.cd4.

В первой части в 4-х главах рассматривается следующие дебюты со стороны белых: Косяк Саргина, различные системы Отказанных косяков, Тычок после 1...fe5 («Тычок для слабонервных»), Кол.

Во второй части в 5-ти главах представлены следующие дебюты: Новое начало, Вилочка, Выпад Габриеляна – Фазылова, Выпад Матасова – Петрова, Городская партия, Отыгрыш и Отказанные системы отыгрыша.


Прим. вебмастера: Содержание 2 книги 1 тома и 2 тома будет уточнено позднее, по мере подготовки материалов к печати.


Апробация

Нет ничего практичнее хорошей теории
Роберт КИРХГОФ

Данная монография проходила «полевые испытания» по трем направлениям.

1. Детские и юношеские соревнования: 1985 – 2002 г.г. Благодаря разработанной методике мои воспитанники (п.Новый Быт, Московская обл.; с.Чурапча, Республика Якутия–Саха; г.Оренбург) неоднократно достигали высоких результатов во многих соревнованиях по шашкам.

2. Игра по переписке: 1976 – 2003 г.г. Предлагаемый дебютный репертуар шлифовался в различных заочных соревнованиях, что позволило мне выполнить нормы «мастера России», «мастера ФМЖД» и «гроссмейстера СЛШИ». Кроме того, мой дебютный репертуар и сейчас активно используют некоторые заочники, но называть их имена я не вправе.

3. Компьютерные шашки: 2001 – 2003 г.г. Данная монография положена в основу дебютной библиотеки компьютерной программы по русским шашкам «Plus600» (автор программы – С.Старцев, г.Москва; при участии Г.Ветрогона, п.Новый Быт; С.Педько, г.Харьков), которая стала чемпионом России в IV чемпионате России среди компьютерных программ (18–19 января 2003 г.).


Заключение

Я кончил книгу и поставил точку,
И рукопись перечитать не мог.
Судьба моя сгорела между строк,
Пока душа меняла оболочку.
Арсений ТАРКОВСКИЙ

Как я уже упоминал в разделе «Методология», каждый пишет ту книгу, которую хочет прочесть. Не является исключением и настоящая монография.

Я написал книгу, которую мне хотелось бы иметь в своей личной библиотеке, которую я бы периодически открывал, и которая была бы актуальной и не устарела даже через несколько десятков лет.

Разумеется, я отдаю себе отчет о наличии погрешностей и ошибок.

Этот труд, задуманный вначале в виде небольшого методического пособия, превратился в полномасштабную многотомную монографию, претендующую на определенную энциклопедичность и в тоже время являющуюся учебником по теории дебютов.

Поставлены две противоположные задачи – энциклопедия и учебник. Более того, учебник и для начинающих, и для профессионалов. Это все равно, если бы в одной книге было обучение и арифметике, и высшей математике.

Насколько удалась попытка соединения элементарной и высшей шашечной математики – судить Вам, дорогие мои читатели.

Эта монография писалась десять лет. Как и в любой многолетней деятельности, были у меня периоды сомнений и разочарований, а в один момент весь труд чуть ли не пропал. Но ведь – истинные рукописи не горят. И, от себя добавлю, – не поддаются тотальному уничтожению компьютерными вирусами. Но больше времени на доработку Господь не дает. И мое родное дитя, которое я вынашивал более десяти лет, выходит (наконец-то!) в свет, хотя, возможно, и без должного лоска. В связи с этим заранее приношу извинения за неизбежные неточности и шероховатости, которых удалось бы избежать, будь у меня в запасе еще десять лет.

Как сказал Цицерон:

Ego plus quam feci, facere non possum. Faciant meliora potentes [15].


[15] Больше, чем сделал, сделать не могу. Пусть сделает лучше, кто может.


Благодарности

Кланяюсь каждому, кто не препятствовал
выходу многострадальной моей работы.
Книги публикуются долго, а человек,
как говорит Гете, по краю ходит…
Георгий КУНИЦЫН,
«Общечеловеческое в литературе» (из Предисловия)

Мне не помогал никто;
тех, кто мне мешал, я не перечисляю,
так как это заняло бы слишком много места.
Станислав ЛЕМ,
«Звездные дневники Ийона Тихого» (из Предисловия)

Писать книгу – это одно, издать ее – нечто другое. Но я написал книгу, которая была мне нужна, но которой не было.

Эта неподъемная работа так и осталась бы незавершенной, если бы не моя жена Ираида Дмитриевна – лишь благодаря ее терпению и поддержке удалось довести этот многолетний труд до конца.

Кроме того, такое фундаментальное издание было бы невозможно без конкретной помощи других людей.

Благодарю Григорьева С.Г. и Калачева П.Н. (Якутия–Саха) за активное внимание к моему труду на первом этапе работы – без их личной поддержки я бы и не взялся за столь глобальную задачу.

Благодарю коллектив Оренбургского Дворца творчества за непосредственную помощь в «компьютеризации» основного текста рукописи, а также директора Чеховского Дома творчества Авербух Л.К. за постоянную поддержку во все периоды работы над монографией.

Выражаю искреннюю благодарность Парамонову В.И. (п.Новый Быт), который внимательно прочитал монографию и высказал ряд критических замечаний. Большую пользу оказали Чернышевич А.М. (г.Москва) и Мардашев Г.И. (г.Рязань), просмотревшие отдельные части моей рукописи. Благодарю Потапова А.П. (г.Москва) и Напреенкова А.А. (г.Санкт-Петербург) за предоставление множества фактических сведений.

Вечная память Преснякову В.Д. [1948 – 2000] (г.Хабаровск), который так много сделал для моей книги, но результат труда увидеть не успел.

Выражаю особую признательность Андрееву А.И. (п.Новый Быт) за уточнение многих вариантов и первую редакцию монографии.

И... прочитайте еще раз слова Георгия Куницына (см. эпиграф).


Краткий словарь терминов


МОНОГРАФИЯ [от греч. monos (один) и grapho (пишу)] – научный труд, посвященный углубленному исследованию одной темы.

ТЕОРИЯ [от греч. theoria (рассмотрение, исследование)] – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

МНЕМОНИКА [от греч. mnemonikon – искусство запоминания], или МНЕМОТЕХНИКАсовокупность приемов и способов, облегчающих запоминание возможно большего числа сведений, фактов путем образования в памяти искусственных ассоциаций.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ [от позднелат. marginalis (находящийся на краю)] – социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность человека или ограниченной группы людей между какими-либо социальными группами.





© 2001-2017 Gr.Vetrogon,   © 2001-2017 TАВЛЕИ,   Webmaster