Alexander Rom (Александр Ром), США
1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?
Я родился в г.Харькове (Украина) в 1952 г. в простой еврейской семье. Мать – лаборантка, отец – механик табачных машин. Я рано начал петь. Кончилось все это тем, что я попал в возрасте семи лет в музыкальную десятилетку г. Харькова. Начиная со второго года, моим одноклассником был С.Юшкевич. В 14 лет он стал самым молодым в СССР мастером по шашечной композиции. Однажды (не помню точно причины) мать упрекнула меня в разгильдяйстве и привела мне С.Юшкевича в пример – посмотри, сын, Сергей не только успевает хорошо заниматься, но еще стал мастером по шашечной композиции! Меня это заело, и я сказал маме, что тоже стану мастером по композиции.
Я обратился за помощью к Сергею и он повел меня к Юрию Анатольевичу Шмидту во Дворец Пионеров. Это были очень счастливые годы. До конца моих дней я буду с благодарностью вспоминать этого во всех отношениях замечательного человека!
В 18 лет я тоже выполнил норму мастера спорта по композиции. Я также благодарен С.Юшкевичу за его постоянную и бескорыстную помощь и очень ценную критику. Без Сергея не было б ни шашек, ни композиции, ни моего возврата после двадцатилетнего перерыва в мир композиции в 2001 году.
2. Вы довольно часто (и успешно) участвуете в международных соревнованиях по шашечной композиции, но не выступаете на шашечных форумах и т. п. Каково Ваше мнение о судействе на соревнованиях по шашечной композиции, о международных правилах ШК?
Я не выступаю на форумах, потому что не особенно люблю разговаривать о композиции. Я люблю, когда есть время, составлять. То же самое и в музыке.
Теперь о судействе. В нем иногда царит большой разнобой. Некоторые оценки мне совершенно непонятны. Было бы неплохо, если бы судьи объясняли свои оценки более детально.
Международные правила – это слишком емкая тема. Хорошо, что они есть. Я не понимаю международные конкурсы без международных правил. Еще хочу заметить, что ни судейство, ни правила никогда не будут совершенны. Это творческий процесс.
3. Что Вы думаете о чемпионатах мира по шашечной композиции (регламентах, порядке их организации и проведения, периодичности и т. д.)?
Хорошо, что чемпионаты мира есть. Регламенты, порядок, организация будут время от времени меняться. У меня не вызывают противоречий существующие правила.
4. Знаю, что Вы – занятый человек. Несмотря на это, как говорится, шашечная композиция – рядом с Вами всю Вашу жизнь. В чем причина такой «неразрывной связи»?
На самом деле неразрывной связи с шашками не было. В борьбе за выживание я с 1980 по 2001 гг. полностью отошел от шашек. Мой возврат – чистая случайность.
Одна моя американская знакомая, узнав, что я когда-то успешно занимался композицией, не только настояла на моем возврате к шашкам, но и сама нашла адрес С.Юшкевича, и к тому же, долгое время была моим шашечным секретарем. Опять очень помог Сергей. Он прислал мне несколько килограммов композиций за прошедшие 20 лет!
Ознакомившись с современным уровнем композиции, я впал в уныние и сказал себе: я так не смогу… Но давление моей американской знакомой с одной стороны, и поддержка С.Юшкевича с другой, буквально вернули меня к шашечной жизни. Недавно мне присвоили звание международного гроссмейстера! Огромное спасибо моей знакомой (ее, как в «Богеме» Пуччини, зовут Мими) и моему старому другу и учителю С.Юшкевичу!
5. После эмиграции из СССР в США (1976 г.) Вы в разных операх, фестивалях работали со многими выдающимся певцами. Кто из них на Вас произвел наибольшее впечатление и почему?
Мне посчастливилось работать со многими выдающимися певцами и дирижерами.
Наибольшее впечатление на меня произвела Мирелла Френи (Mirella Freni) – блистательная певица, актриса, замечательный вежливый человек и очаровательная женщина!
{ Дополним ответ г. Александра: вот что пишут русская и английская Википедии о Мирелле Френи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Френи,_Мирелла, http://en.wikipedia.org/wiki/Mirella_Freni – A.K.}
6. В один период своей жизни Вы довольно долго (уточните сколько) работали на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии, также в Хельсинкской академии Сибелиуса и в Хельсинкской консерватории – в качестве почетного профессора-визитера (все эти сведения я взял из газеты «Русский базар», США). Как Вам понравилась/не понравилась Финляндия (можно ли сравнить жизнь и работу в Финляндии с жизнью в США)?
Я проработал в Финляндии 10 лет. Я люблю Финляндию и финнов. Они это чувствовали и всегда платили мне взаимностью! Там я встретил свою вторую жену, Марью, с которой живу уже 9 лет. Больше люблю работать с финнами, чем с американцами. Они глубже.
7. Мне-то более менее известно, но читателям этого интервью может быть не совсем ясно (но интересно), конкретно кем Вы работали и работаете в США и других странах в операх и т. п.?
Кем я только не работал!.. Это – настоящая эпопея! Давайте лучше говорить о музыке.
В 1980–1987 гг. преподавал детям от 8 до 18 лет теорию музыки в школе Люси Мозес в Нью-Йорке. В 1985–1990 гг. – репетитор русских опер в Metropolitan Opera в Нью-Йорке. Основатель и музыкальный директор Грейс корал в Бруклине – 1980–1999 гг. В 1990–1999 гг. – преподавал в Савонлинне (Финляндия) русский и итальянский репертуар (камерный и оперный). На этом же фестивале поставил «Евгения Онегина» Чайковского с интернациональным составом молодых певцов – 1997 г. С 1990 г. и по сегодня – хормейстер Далласcкой оперы.
Этот список можно продолжить, но думаю – этого хватит.
{ Дополним ответ г. Александра: несколько строк о его «трудовых достижениях» на сайте Далласcкой оперы: https://www.dallasopera.org/about/staff/chorus/ – A.K.}
8. Ваше детство прошло в Харькове (Украина) – славном шашечном (и шашечно-композиторском!) городе (кстати, один из авторов проекта «Люди из мира шашечной композиции» – он же web-мастер, редактор сайта ТАВЛЕИ – Сергей Педько тоже живет в Харькове). Ваши впечатления и воспоминания о жизни в Харькове, бываете ли Вы нынче в городе своего детства?
Отъезд из СССР для меня был слишком болезненным. Я дал себе слово больше туда не возвращаться!
9. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?
© Algimantas Kačiuška, 2012