Johan Bastiaannet (Йохан Бастиааннет), Нидерланды
1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?
Из-за того, что имею мало свободного времени, буду отвечать в виде хронологической справки:
1949, 13 февраля – в семье Bastiaannet родились братья-близнецы Johan и Harm;
1960 – заинтересовалcя шашками, примерно через год после того, как узнал правила;
1965 – в январе вступил в шашечный клуб своего родного города Kampen, мои первые этюды датируются (1964–1968);
1969 – переезд в Амстердам (Amsterdam) на свою первую работу в качестве младшего программиста;
1972 – начал изучать биологию в Университете Амстердама;
1973 – после более чем 4-х лет бездействия я возобновил составление этюдов;
1978 – 2-е место в чемпионате Голландии 1978 г.; 4/5 на чемпионате мира 1978 г. (Аrco, Италия), звание международного мастера (MI);
1979 – 1-е место в конкурсе журнала «Шашки» 1979 г., см. первый этюд, представленный в рамках этого проекта;
1980 – 11/12 на чемпионате мира 1980 г. (Bamako, Мали);
1982 – магистр биологии, специализация – биохимия; 5/6 на чемпионате мира 1982 г. (Sao Paulo, Бразилия), звание международного гроссмейстера (GMI);
1984 – 6-й и последний раз участвовал в чемпионате Голландии;
1985 – редактор раздела этюдов/эндшпиля в журнале Ton Sijbrands “DAMMEN” (до конца 2000);
1986 – моя первая книга: “In de Schatkamer van Het Eindspel”;
1989 – 1-й и 2-й призы на конкурсе KVD 1988/1989; звание международного мастера по шашечной композиции (MIP);
1995 – 1-й приз на конкурсе ШК и CЛШИ 1994/1995, см. второй этюд, представленный в рамках этого проекта;
1998 – Генеральная Ассамблея FMJD, Tallinn (Эстония), звание международного гроссмейстера по шашечной композиции (GMIP);
2000 – после многих лет безработицы: начал работать менеджером в офисе FMJD (в своей квартире);
2006 – 2-е место в PWCE-I (2005);
2010 – 3-е место в PWCE-II (2009);
2014 – мне будет 65 + пенсия; также исполнится почти 50 лет, как я стал этюдистом; может быть, наступит время для моей третьей книги!
2. Как Вы оцениваете PWCE-I и PWCE-II (регламенты, организация чемпионатов, результаты, и т.д.)?
PWCE-I: Было хорошим решением CPI повысить максимальное количество черных шашек с 6 до 7 и удержать предел для белых шашек – до 4 (это, конечно, справедливо и для PWCE-II). Значительно хуже то, что через несколько месяцев после срока отправки произведений мы все еще не знали фамилий 3-х членов жюри!
Другой важной задачей CPI было проверить решения всех этюдов каждого из авторов, опубликовать, оценить. Иногда это была адская работа; я хорошо помню многие часы, проведенные при анализе B45 Александра Федорука с его чрезвычайно большим числом ложных следов, – может быть, этот этюд даже достоин места в Книге рекордов Гиннеса! Во всяком случае, очевидно, что такая работа требует труда настоящих специалистов этюдов, я помогал в этом бывшему президенту CPI Сергею Юшкевичу, и у меня с Сергеем было хорошее сотрудничество!
Жаль, что в более поздней стадии проведения PWCE-I – после отставки С.Юшкевича и во время председательствования в CPI J.Bus – там произошли неприятные вещи, которых я действительно терпеть не мог.
О моем 2-м месте в PWCE-I могу сказать следующее: главным образом из-за довольно непродуктивных 2000–2003 годов у меня в наличии было только несколько хороших этюдов. Так что я уже знал заранее, что выше 2-го места не поднимусь, и 1-е место в категории А (A11) стало настоящим сюрпризом для меня.
Теперь, что касается PWCE-II: CPI во многих отношениях этот чемпионат организовал лучше, чем PWCE-I.
Несмотря на то, что мои 8 этюдов для PWCE-II были «в среднем» несколько лучше, чем 6 для PWCE-I, для 2-го места этого оказалось недостаточно. Тем не менее, эта бронза для меня имеет даже большую ценность, чем серебро!
3. Почему так мало шашистов (и даже композиторов) составляют этюды, интересуются этюдами? По Вашему мнению, что нужно делать, чтобы их было больше?
Может быть, составление этюдов гораздо сложнее, чем составление миниатюр и проблем. Или то, что большинство шашистов просто думают, что это так? Но нет сомнений, что составление этюдов требует гораздо большего времени, и по этой причине это далеко не идеальный жанр для выражения своего творчества в шашках.
Во всяком случае, уже в течение многих лет я сам делаю все возможное, чтобы сделать составление этюдов более популярным, по-своему, в основном в письменном виде: две книги (1986, 1991) и много статей. Но разве это поможет?
4. Кого из голландских этюдистов Вы знали или знаете лично? Возможно, хотите и можете рассказать что-нибудь интересное о них?
Хочу назвать фамилии наиболее значительных голландских этюдистов, с которыми я никогда не встретился – и даже не мог встретиться: Henri Gans (1923–1942), Cornelis Blankenaar (1876–1953), Steven Wietse Duursma (1920–20??), Lammert Schut (1907–1976). И Johann Friedrich Moser (1910–1987) – с ним я был знаком, но только заочно, лично мы никогда не встречались.
К счастью, есть также много голландских этюдистов, которых я знал/знаю лично! Многие из них главным образом не специализируются в этюдной композиции и (прежде всего) являются проблемистами. Таким образом, группа настоящих специалистов эндшпиля, к которой я сам тоже принадлежу, весьма мала: Piet Faure (1905–1981), Theodoor Zwetsloot (19??–умер), Gerrit de Bruijn (1954), Hans Kreder (195?), Eric Hoogendoorn (1969), Ruud de Kooter (1969).
P.Faure жил на одном из многих каналов в центре Амстердама, и я навещал его там несколько раз – я также часто встречался с ним в компании GMI R.C.Keller в Амстердамcких «playing halls». Довольно крутая лестница вела к его квартире на 1-м этаже. Было действительно удивительно, как быстро он в возрасте за 70 мог пойти туда вверх и вниз, будто это была другая его специальность! Но он вовсе не был спортсменом и курил толстые сигары.
С T.Zwetsloot я встретился всего один раз. Это было во время мероприятия на открытом воздухе Dammen op de Dam в одну из суббот августа, в начале 90-х. Ему тогда было 65 лет. Мы показали друг другу несколько этюдов и его позиции произвели на меня впечатление, были весьма качественны. Он не был членом KVD (Kring Voor Damproblematiek). Тем не менее, мне кажется, что он был одним из лучших этюдистов Голландии.
Группа этюдистов/проблемистов KVD – большая. Только троих из них уже нет с нами: Henk van Alphen (1918–1997), Jan Klomp (1920–??), Dik van den Berg (1942–200?).
Лишь несколько членов KVD когда-либо встречались с Henk van Alphen. Счастлив, что один из них – я! Так как я писал (и издал) книгу о его этюдном творчестве (Eindspelgeheimen van H.J. van Alphen etc., 1991), совершенно очевидно, что я хотел посетить его в доме для престарелых De Zandhoeve at Spanbroek (деревня примерно в 35 км от Амстердама), где он провел последние годы своей жизни. В начале девяностых годов я посетил его два раза. Но в основном мы контактировали по почте, иногда он присылал по 2–3 письма в день!
Назову в конце и ныне действующих композиторов: Wendel Kruijswijk (1921), Jaap Viergever (1929), Leo Springer (1934), Martin van Dijk (1937), Jaap Bus (1938), Leen de Rooij (1941), Arie van der Stoep (1944), Frans Hermelink (1945), Eric van Dusseldorp (1960), Arne van Mourik (1976), Arjen Timmer (19??).
5. Как Вы думаете, в Нидерландах интерес к шашечной композиции падает или растет?
Число членов KNDB (Голландская шашечная федерация) постепенно снижается уже в течение многих лет, в основном из-за увеличения среднего возраста шашистов. Так что можно ожидать и падения интереса к шашечной композиции. И я боюсь, что это действительно произойдет.
6. Вы, как гроссмейстер по практической игре (в свое время – член сборной Нидерландов), директор бюро FMJD, посетили много стран. Какая поездка запомнилась больше всего и почему?
Ох, трудно ответить на этот вопрос. Хотя в чем-то и легче из-за того, что не так много стран, где я играл в турнирах (Армения, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Франция, Италия, Мали, Россия, Украина) или был по делам FMJD (Доминиканская Республика 2001, Польша 2005, Монголия 2006).
Но все-таки, думаю, что сама запоминающаяся – моя поездка в Мали на чемпионат мира 1980 года. Это было мое первое непосредственное знакомство с Африкой, с совершенно другой культурой, чем на Западе или в Восточной Европе. Хотя, действительно, не чувствовал, что для меня это – конфронтация, культурный шок. Целый месяц провели в каких-то примитивных условиях: как в жилых помещениях (мы всегда разделяли наше помещение с большим количеством насекомых и т.д.), так и в игровом зале. Иногда не было электричества и тогда все партии останавливались и продолжались после его восстановления. Тем не менее, я приятно провел там время, не испытывал никаких проблем со здоровьем, вот только результат в чемпионате мог бы быть получше…
7. Ваш любимый вид спорта (кроме шашек) и почему?
Легкая атлетика! И футбол, который был почти ежедневной практикой многие годы в моей молодости. Но я уже давно перестал играть в футбол.
В молодости я также любил легкую атлетику, точнее, даже больше, чем футбол. И легкая атлетика до сих пор остается моим любимым видом спорта, которым также я занимаюсь сам. После нескольких лет отсутствия занятий спортом и физической активности, в конце 1979 года, я стал бегать длинные дистанции. В восьмидесятые годы я принимал участие во многих забегах –10 км, 15 км, 10 английских миль, половина марафона. Только один раз, в ноябре 1983 года, я бегал марафон. В настоящее время я все еще бегаю 3–4 раза (30–40 км) в неделю.
8. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?
© Algimantas Kačiuška, 2012