ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Борис Иванов (Boris Ivanov), Беларусь


1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?

 

Родился я в белорусской деревне Малятичи, Могилевской области, 2-го января 1950-го года. В деревне обычно никто не занимается воспитанием, поэтому жизнь у меня началась прекрасно. Мать меня не видела, потому что работала. Она пошла мне на уступки, и подтолкнула к занятиям шашками, отвела мне под столом (круглый, сталинский стол) место «для сна и работы». Я лет в 5 «попал» на позицию Трухана, которую увидел в газете «Советская Белоруссия». Ее привел гроссмейстер Вениамин Борисович Городецкий. Дня три я не мог найти ничью. Записав все возможные ходы за белых, я понял, что «без мозгов» эту позицию не решить. Времени было мало, потому что я сам ходил в садик, и там фотографировали детей с игрушечным коником (мальчики были ниже коника), а мне коник приходился по колено, поэтому мама меня впихнула в это время в школу, а чтоб я не катался с горки, не играл до ночи в футбол... отдала и в музыкальную школу. Вот поэтому-то я анализировал «геометрию» шашечной доски ночами и, неожиданно для себя, увидел в этюде идею жертв почти всех белых; полученная куча самоблокированных черных приводила к ничьей. Как мог, так и написал решение в Москву. Городецкий удивился, пошутил, что я еще маленький, но прислал мне 1-й приз.

Дальше все разворачивалось быстро. Я был назначен главным редактором стенной газеты в школе. Рисовал ночами акварельными красками… и мне нравилось. Но тут же педагоги физкультуры (больше ничему в школах и не учат), взяли меня в команды по волейболу, лыжам, настольному теннису, футболу, баскетболу, ручному мячу… Бог знает, чем только не занимался.

[Первые мои достижения в музыке оценил мой преподаватель, Михаил Яковлевич. Он поставил на всю страницу дневника единицу, и дописал: «Загнал спящую красавицу». Ну, мама (она всю жизнь для меня была идеалом женской красоты – она не знала, что это произведение написал композитор Петр Ильич Чайковский), провела со мной профилактическую беседу, сказав, что я не должен бегать за красивыми девочками. В это время у меня «открылся» красивый детский дискант, и я пел «Бескозырка белая…». Я уже «спинным хребтом» выступал со сцены, исполняя Аверкина «Мама, милая мама…». После одного из выступлений, за кулисы зашел Игорь Шрамко, скрипач. Он влепил мне затрещину и сказал, что меня ждут на сеновале с таким отношением к музыке. Определил солистом и аккомпаниатором в детский хор, лучше которого я в жизни не слышал… Вот так и случилось, что я… закончил консерваторию в Москве по гармонии музыки на композиторском факультете!]

В «такой славе» меня приняли в октябрята, нацепили ленинский значок, сказав, чтоб я дедушкой Лениным гордился. С этим значком я и попал на первые соревнования по шашкам. Со мной сел играть какой-то пацан в пионЭрском галстуке. Я, имея огромное желание в шашках, сразу… этому пареньку и продул. Паренек спросил, что ему делать. Я от скуки, нашелся и сказал, что надо три партии играть, а потом записать результат. Вот так я и стал чемпионом на своей первой доске.

Повзрослел я рано, в 13 лет, так как «возраст накатился» вместе с мамой, которая «совершила подвиг», выгнала меня из дому под зад ногой, сказав, что я никому не буду нужен без образования. Вначале кантовался на вокзале. Но от «поганых ментов» не скроешься. Пришлось устраиваться на работу руководителем оркестра. Это осталось незабываемым, потому что из «моих балбесиков» получились профессионалы: и ударники, и кларнетисты, и трубачи… Да и деньги я получал сумасшедшие по тому времени, 470 руб. в месяц, плюс имею трудовой стаж с 14-ти лет.

Вот с таким «опытом» я и поехал в г. Минск поступать. И в муз. училище, и в физический техникум, и, наконец, чтобы мама не ворчала, подал документы в БГУ на математический факультет. Везде меня приняли, и все бумажки я привез маме и «наклеил» ей на лоб.

В Университете и началось. Меня взяли (как виртуоза) солистом в оркестр. От безделья я зашел в комнату, где играли в шашки Гантварг, Кац, Агашин, Беляевский… Там я и познакомился с Петей Матусом и Толей Глушцовым, которые за 10 рублей снимали комнату на садовом участке, но в эту комнату можно было двоим лишь запрыгнуть… Петя однажды взял меня за руку и подвел к руководителю соревнований по шашкам, который и выписал мне книжку кандидата в мастера спорта по шашкам. Толя вместе с Петей слушали вслепую на коридоре «Универа» мною состряпанную позицию. Петя сразу кричал: «Побочное ведь, f8». Толя просил его: «Петя, не двигай шашки».

 

2. Вы чувствуете потребность постоянно заниматься шашечной композицией, составлением?

 

Так я и начал интенсивно составлять в 1967-м году, потому что на стипендию в 35 рублей не очень было прожить, а за каждую, опубликованную позицию и в «Знамени юности», и в «Чырвонай змене», … , Аркадий Венедиктович Рокитницкий «выбивал» и оплачивал 3 руб. 62 коп. Так, «по хорошему знакомству», и была опубликована моя проблема в 1972 м году в газете «Во славу Родины» (см. ответ на 7-й вопрос).

Она понравилась Рокитницкому, который не умел никакие позиции решать, и он думал, что в моей позиции комбинационный удар с h2. А я, назло практикам, ее и составлял – здесь вовсе нет удара с h2, здесь впервые показан комбинационный удар с открытого поля, а в финале петля.

 

3. Я знаю (и отчасти – но только отчасти – ее разделяю) Вашу концепцию правил по шашечной композиции: «как можно меньше деталей и подробностей в правилах». Правильно я ее сформулировал? Расскажите кратко о ней.

 

Теперь, после моих «успехов» в музыке, в шашках, в спорте, в жизни… стало понятно, что это увлечение – стихия, и нужен абсолютно другой, чем с 1630-го года, подход к шашечной композиции. Она на современном уровне никак не пересекается с шашечной практикой, она пересекается с гармонией музыки. Повторяю, шашечная композиция – это не спорт, не искусство, а… стихия. Большой опыт чистого математика и не представляющие интереса медали (которые все выбросил), заставили задумать и разработать концепцию (идею от начала до конца) правил (Кодекса) по шашечной композиции. Это 1995-й год.

 

4. Вы долго руководили шашечной композицией в Беларуси. Теперь Вы уже давно совсем «не у дел». Почему так произошло и происходит?

 

В то время «правили» композицией Гарри Адамович Далидович, Николай Николаевич Грушевский, Петр Александрович Шклудов. Они ничего не составляли, ничего в композиции не понимали, любили значки. Далидович мог уговорить меня с первого места передвинуться на четвертое, а даже и на седьмое. А новый Проект эту «лавочку» прикрыл. Началось массовое наступление на ОО БФШ, чтобы любым способом меня оттуда изгнать.

Никто не держал в руках и не читал мою концепцию современного Кодекса. Любопытно, что Президент ОО БФШ Ирина Пашкевич «устала» от композиторов, прочла мой Кодекс. Сказала: «Я не нашла противоречий. Прекрасное изложение». Это отложило «расправу надо мной» до 2004-го года. Сценарий был подготовлен Ляшками, попками. Шклудов разыграл спектакль и… ушел за дверь с красным лицом и со своей дочкой. Тут нашелся (из-под земли) Шульга (попка) и вернул его в зал. Дальше Ляховский произнес заготовленную фразу: «Иванов много ругается». А Шклудов добавил: «Сырой у Иванова материал». Вот так начался беспредел в Белоруссии.

 

5. Как Вы оцениваете состояние и перспективы шашечной композиции в Республике Беларусь?

 

Моя белорусская школа была растоптана, а ведь шашечная композиция только начинается. Как сказал французский математик Симон Лаплас: «Сделанного всегда конечное множество, не сделанного – бесконечность». Поэтому я утверждаю – нужна основа. А ее уже нет… и не будет.

 

6. Интересуетесь ли Вы политикой?

 

Воспитан я на элитарных фильмах Андрея Тарковского, Федерико Феллини, классической литературе Федора Достоевского. Только Достоевского я и читаю. Знаю наизусть его 32 тома.

Очень доволен своей выпущенной книгой «Шашечная композиция. Современный взгляд», которую многие приобрели, но почти не читают. Это для меня не страшно, так как никто не знает, что есть единственная наука – математика. Никто не знает, что эта наука не занимается цифрами. Никто мне не назовет окружность минимального радиуса, окружность бесконечного радиуса. А ведь никто из-за этого не знает, какова вселенная, в которой мы живем, никто не сможет, кроме меня, нарисовать на листке бумаги пятимерный куб...

По причине высокого образования я не занимаюсь политикой и не желаю быть милиционером. Это стыдно.

 

7. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?

 

Дальше >>

© Algimantas Kačiuška, 2012





© 2001-2012 Gr.Vetrogon,   © 2001-2012 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки