ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Иван Навроцкий (Ivan Navrockij), Беларусь


1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?

 

Рассказать о времени рождения не просто, потому что это связь поколений. Не расскажешь ведь, каково было жить «на чемоданах».

Отец, Станислав, и мать, Вера, были очень хорошими. Папа даже рукодельничал. Минск тогда только начинал строиться. И сейчас – светлый, широкий. Даже интересно было побывать у своих родственников за границей. Там, конечно, западная культура. Но я уже стал понимать, что детям нужен компьютер…

Мой интерес к шашкам начался в садике, мне было года четыре. Белорусская школа подхватила меня, в школе учился на «отлично». Попал к Чеховскому в шашечную секцию. А в Белоруссии на уровне классиков: Колас, Семеняко, Быков… Перемешались с новым пластом: «Песняры», Мулявин, Лученок, Вуячич…Симфоджаз приезжал из Америки; у нас лучший в мире театр им. Янки Купалы…

Легко можно было попасть в парк Челюскинцев. Я был в пионерском галстуке, а там приходили шашисты Агашин, Гантварг, Хацкевич, Булат, Беляевский… Они были без галстуков и я легко обыгрывал «звания». А ведь видел хорошую игру, хорошие комбинации. Кандидат в мастера Сарнацкий представился, когда мне проиграл. Как-то я увидел, как молодой Иванов провел восьмиходовую комбинацию кандидату в мастера Абрамову. Сказывалось воспитание Чеховского, который приводил на турниры и не делал ставок на победы. Говорил, главное – играй и будешь где-нибудь в середине.

 

2. Ваши любимые жанры шашечной композиции и почему именно они?

 

Так и потянуло меня составлять в жанре концовки (сейчас – это жанр проблемы). И можно было встречаться с Витошкиным, Черновым, Ивановым, Кравцовым, Далидовичем…

Городецкий с Зубовым организовали всесоюзный чемпионат решателей. На нем увидел и игроков: белорусы Езубчик, Файнберг, Остринский, Пресман, москвич Моисеев… Все жанры были представлены. Потянуло и к этюдам. И к задачам.

 

3. Какое из соревнований по шашечной композиции Вам запомнилось более всего и почему?

 

Очень хорошими были первые белорусские чемпионаты составителей. Более сорока участников, вот там была истинная борьба! Это же не Литва, где четыре участника, три призовых места.

Огромную помощь оказывал журнал «Шашки», который трудно было отловить в Минске. Стоил он 20 копеек. А композиторам было раздолье, ведь Рокитницкий печатал все, что присылали… И строго оплачивал труд композиторов, по 3 руб. 60 коп. за позицию, поэтому хотелось больше печататься, у меня даже есть задачи в 80-клеточных шашках (спанциретки). В телевизионной передаче «Белыя i чорныя» можно было ознакомиться и с международными шашками, и с чекерс, и с башнями в задачах…

 

4. С кем из шашечных композиторов Вы дружите?

 

Отношения со всеми композиторами поддерживал. А вот получить звание мастера спорта помог Б.Иванов, он как-то незаметно, но много помогал.

 

5. Знаю, что Вы – сильный решатель шашечных композиций. Почему в Респ. Беларусь не проводятся очные соревнования по решению шашечных композиций?

 

Соревнование решателей проводил не только Граня Зубов, но и Валдис Звирбулис на призы журнала «Шашки». Такое же очное соревнование было проведено в Минске. Оно завершилось поздно, почти в 23 часа, когда судья Иванов показывал до деталей (система оценок) решения всех конкурсных позиций. В просторном холле собралось около двухсот человек посмотреть демонстрацию на большой шашечной доске. Пресман был очень удивлен высоким уровнем белорусской школы композиции, подарил… палатку, сказал: все, что есть. А у меня развилась шашечная память. Могу называть и год, и даже абзац, в котором найдется интересующая информация. Как-то в Подмосковье – г. Электросталь, Игорь Бугаев притащил позицию, которую на спор я легко забраковал. Оказалось, что автор Саша Бакумец.

 
{ Комментарий: А ведь господин Иван так и не ответил на мой вопрос – ушел от ответа. Ведь это соревнование по очному решению в Минске было давным-давно! – A.K.}

 

6. На какой вопрос, который я Вам не задал, Вы хотели бы ответить?

 

Отвечу и на этот Ваш вопрос (какой, ясно по ответу).

Отсутствие правил шашечной композиции приводит к отсутствию желания быть шашечным композитором. «Обнулены» Украина, Россия… Выделяется высоким уровнем только Белоруссия, но «за спиной» профессионалов уже нет никого. Ведь шашки-64 и шашки-100 только начинаются. А люди уходят. В голове задержались несколько фамилий: А.Шошин, Б.Волков, А.Медведев, Е.Зубов… Но это же столетия! Техника должна ведь стремительно расти. И талант – это профессиональный Труд при большом Увлечении… Это все и приносит Достижения.

 

7. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?

 

Дальше >>

© Algimantas Kačiuška, 2013





© 2001-2013 Gr.Vetrogon,   © 2001-2013 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки