Виктор Шульга (Viktor Shulga), Беларусь
1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?
Дата рождения: 15.12.1963. Образование – высшее. В 1993 году закончил заочный строительный факультет Белорусской государственной политехнической академии, специальность “Промышленное и гражданское строительство”. 1982–84 служба в армии (Московский военный округ). В 1985–1998 гг. работал в СУ-204, последние три года прорабом. С марта 1998 до сего дня работаю в Елисаветинском православном монастыре Минска. Начинал прорабом. В настоящее время занимаюсь изготовлением венчальных и праздничных свечей собственной разработки.
Первую композицию опубликовал в 1977 году. Точное количество всех опубликованных и составленных позиций не знаю. Учета не веду. Лучшее достижение – 1-е место в чемпионате мира по решению шашечных композиций (русские шашки), 1994 год (Винница).
Национальный мастер спорта Беларуси по композиции. Международный мастер по шашечной композиции. Другие результаты: 3-е место «Lietuva–1993»; 3-е место “FFJD–2002”. Был чемпионом Беларуси в категориях: “миниатюры-100”, “этюды-100”, “проблемы-100”; “проблемы-64”. Победа в индивидуальном зачете матча Украина–Беларусь 2011 года.
2. Призером чемпионата мира Вы стали в жанре малые проблемы-100. Это Ваш любимый жанр в шашечной композиции?
Затрудняюсь выделить любимый жанр. Мне удавалось составлять композиции достаточно хорошего уровня во всех жанрах. В том числе и в задачах, как в русские, так и в международные шашки. В жанре малые проблемы мне удалось показать лучшие результаты в чемпионате мира и матче Украина–Беларусь. К матчу мне удалось обработать идею, над которой я долго работал, и которая мне еще не покорилась к PWCP-III.
3. Что Вам нравится и что не нравится в современной шашечной композиции?
Мне нравится то, что проводится много соревнований и есть энтузиасты, которые готовы их проводить. Стали проводиться международные соревнования по русским шашкам. Появились среди категорий задачи и дамочные проблемы. Благодаря этому появилось много великолепных произведений, которыми лично я восхищаюсь.
Часто не нравятся дискуссии на форумах, особенно критические замечания в адрес организаторов и судей соревнований, выходящие за рамки цивилизованного обсуждения. Этот факт не способствует развитию композиции.
4. В последние годы Вы провели и проводите много международных соревнований по шашечной композиции, в том числе и чемпионаты мира. Возможно, можете сделать какие-то выводы из своего опыта?
При проведении соревнований я придерживался такой концепции, что соревнование проводится для участников, а не для организаторов или судей. Выводы простые. Чем больше проводится соревнований, тем больше высококлассных композиций. Для сравнения можно взять конкурсы «Пинск 2010» и «Пинск 2011», где мне пришлось быть судьей. Несмотря на короткий срок между этими соревнованиями, уровень второго был на несколько порядков выше и в нем международные баллы получили вполне достойные композиции.
5. Творчество каких трех шашечных композиторов Вам нравится больше всего?
Наиболее мне импонирует стиль Александра Моисеева. Особенно его умение создать вариантную игру. Его композиции часто недооценивают судьи. Лучшей проблемой за всю историю композиции считаю одну из проблем Евграфа Зубова. У Евграфа имеются в активе композиции самого высокого уровня во всех жанрах. И конечно же нельзя обойти творчество чемпиона мира Владимира Матуса.
6. Насколько знаю, Вы – глубоко верующий человек, и мне известно, что раньше (не знаю, как сейчас) Вы интересовались философией. Что привело Вас в религию?
Я могу сказать, что я просто верующий человек. Нет критериев, которыми можно определить глубину веры. Начало моих духовных поисков можно отнести к 90-м годам прошлого века, когда я много читал книг Рерихов и других мыслителей. Определяющим было знакомство со священником Андреем Лемешонком, который является сейчас духовником Елисаветинского монастыря, где я уже работаю с 1998 года.
7. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?
© Algimantas Kačiuška, 2012