Юрий Голиков (Yury Golikov), Россия
1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?
Родился в г. Калинине (ныне г. Тверь) 8 декабря 1947 года, русский. Шашками увлекся примерно лет в 14–15, когда однажды увидел в отрывном календаре шашечную позицию, которую попытался решить самостоятельно. Через пару недель посмотрел решение и просто «обалдел» от финального удара с поля “h2”, при котором уничтожались 9 шашек противника. Шашки стали моим досугом на всю жизнь.
Основательно шашечной композицией я начал заниматься с 1968 года. Моими наставниками стали А.Павлов, А.Виндерман, Н.Пустынников, которые научили меня основам составления этюдов, концовок, задач. Я попробовал свои силы во всех жанрах на «64» и «100», но окончательно сконцентрировался на задачах-100. Лучшими своими достижениями считаю: чемпион Москвы 1976 г. и 4-е место в чемпионате СССР 1980 г.
2. В конце 2007 г. на сайте А.Кандаурова («Шашки в России») была опубликована прекрасная статья С.Беренштейна «Бездонность красоты (к 60-летию Юрия Викторовича Голикова)», в которой, в первую очередь, показаны Ваши огромные творческие достижения в жанре задач (не забыты и спортивные достижения):
https://www.shashki.com/module-subjects-viewpage-pageid-235.html
Что Вы можете (хотя бы кратко) сказать об авторе этой статьи, нерядовом человеке – Семене Беренштейне (свои впечатления от общения с этим коллегой)?
Этот человек всегда меня поражал своей неуемной энергией, глубиной и оригинальностью мышления, неординарным подходом к воплощению своих идей на шашечной доске. С ним мы создали немало хороших произведений!
3. Вы – один из всеми признанных авторитетов в жанре задач. Как Вы оцениваете состояние и перспективы задачной шашечной композиции?
Мне хочется сказать не столько о задачной композиции, сколько о шашечной композиции в целом. Сейчас идет период накопления в отдельно взятых регионах. Я делаю скромные попытки воссоединения шашечной композиции в единое целое организованное сообщество, которое смогло бы решать все задачи, стоящие перед шашечной композицией: пропаганда, проведение соревнований (от местных до чемпионатов), судейство, присвоение званий, награждение победителей, оплату.
4. Не могли ли Вы хотя бы кратко (но более конкретно) рассказать, какими методами и способами Вы планируете этого добиться?
Раньше было единое финансирование из Госкомспорта. Проводились соревнования по композиции различных уровней и везде оплачивалась работа судей. С развалом – частичным воссоединением наверху решили, что шашечная композиция не столь уж важный вид спорта и бросили его «на откуп». Как сейчас проводятся соревнования в России я, по большому счету, не знаю – связаться с руководством ФШР мне так и не удалось. А найти самостоятельно спонсора-мецената не знаю как.
Сейчас очень большая часть времени уходит на картотеку. И у меня почти не остается возможности заниматься созданием Единого Центра. Я еще работаю на основной работе. Направления, по которым я собираюсь действовать, примерно такие: все-таки заручиться поддержкой ФШР; найти-таки спонсора(ов), в частности, попытаться найти издательство, которое бы профинансировало проведение соревнования по шашечной композиции.
5. Помню нашу переписку в конце 1991 – в начале 1992 гг. Вы тогда утверждали, что СНГ будет существовать фактически как одно государство (на мое удивление, к СНГ Вы причисляли и страны Балтии, хотя они в СНГ не были ни дня), конечно, и с шашечной федерацией СНГ. Что Вы сейчас думаете о своих высказанных тогда суждениях?
Я думаю, что былое Государство возродится на новых принципах (я против вмешательства в дела любого государства – каждый народ должен решать свою судьбу сам; все народы должны жить в мире и согласии – только любовь должна править миром), а с ним возродится и шашечная композиция, и снова будут проводиться соревнования различных уровней.
6. Ваш переезд из Узбекистана в Россию не был болезненным?
В Узбекистане я работал по договору в системе «чрезвычайных ситуаций».
7. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?
© Algimantas Kačiuška, 2012