ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Педлагаем вашему вниманию предисловие к новой книге Зиновия Исааковича Цирика «Шашки – моя жизнь», о которой читайте здесь (печатается с разрешения Семена Иосифовича Беренштейна, автора как самого предисловия, так и стихотворения «Маэстро»).

(Стихотворение «Маэстро», как неотъемлемая часть предисловия, также перенесено на эту страничку из раздела «Посвящается З.Цирику»).


ХУДОЖНИК ШАШЕК


Вот уже свыше полувека все новые и новые поколения поклонников шашечного искусства вдохновляет яркое, самобытное творчество одного из самых выдающихся шашистов XX века Зиновия Исааковича Цирика – первого гроссмейстера СССР по русским шашкам, шестикратного чемпиона СССР по русским шашкам, международного гроссмейстера по шашкам, международного мастера по стоклеточным шашкам, мастера спорта по шашечной композиции, заслуженного тренера Украины, судьи всесоюзной категории, почетного национального арбитра Украины, ветерана Великой Отечественной войны.

С именем Цирика связана целая эпоха в развитии шашечного спорта. Пик его спортивных успехов – это 50-е – начало 60-х годов. За этот период он становился шесть (!) раз – в 1951, 1955, 1957, 1959, 1960 и 1964 годах – чемпионом СССР (замечательное, никем не превзойденное достижение), неоднократным чемпионом Украины, чемпионом ВЦСПС, победителем на первой доске в командных чемпионатах СССР по русским шашкам, а также победителем первого Украинского и первого Всесоюзного турниров, призером трех чемпионатов СССР и международного турнира по стоклеточным шашкам. З.Цирику принадлежит еще один рекорд: за 10 лет – с 1954 по 1963 годы – он в соревнованиях по русским шашкам занимал только первые места и не проиграл ни одной партии.

В основе этих выдающихся успехов лежит уникальное сочетание феноменальной памяти, способной удерживать энциклопедический объем шашечной информации и производить с поистине компьютерной скоростью сложнейшие расчеты на 20 и более ходов вперед, глубокого научного подхода (З.Цирик – автор двух фундаментальных трудов по теории эндшпиля), целеустремленности, воли к победе, колоссального трудолюбия и беззаветной преданности шашечному искусству – сочетание, давшее сплав высшей пробы – высшего мастерства.

И все же феномен Цирика – явление куда более сложное и богатое: истинный секрет его успехов, его побед, подлинный смысл его творчества – в чарующей, непостижимо-таинственной одухотворенности его мастерства. Цирик – это, прежде всего, художник, творец, шашки для него – это, главным образом, искусство и лишь затем – спорт, наука, профессия. Все его творчество соразмерно и гармонично: и масштабные стратегические планы, и глубинные, тончайше нюансированные позиционные маневры, и полная поистине тектонического напряжения комбинационная динамика, и многогранная выверенность самого что ни на есть непритязательного с виду хода, и сверхнеожиданные жертвы, и невероятные после таких жертв «тихие», но с заключенной в них энергией «большого взрыва», ходы – и все это в совершенно невообразимом многообразии вариантов, каждый из которых – почти всегда законченное художественное произведение – основа будущих этюдов, концовок и комбинаций (З.Цирик – автор свыше 200 этюдов и концовок, победитель Всесоюзного конкурса составления этюдов, проведенного Одесским областным шахматно-шашечным клубом профсоюзов в 1965 г., двукратный победитель Всесоюзных конкурсов 1969 и 1970 гг. по разделу позиционных концовок, занявших в каждом из них все призовые места), – и все это не порознь, не по отдельности, а в удивительной целостности, в гармонии, в единстве, и что самое главное – в одновременности – в непостижимой одновременности молниеносного – «цириковского» – расчета, одновременности сверхконцентрации бескомпромиссного внутреннего диалога-поединка с самим собой. Вот она – подлинная эстетика и психология творчества: только на таком уровне внутреннего и глубокого синтеза интеллекта, интуиции, воли, логики и гармонии и происходит самопостижение и осуществляется подлинно великое творчество.

Вот как оценивают масштаб творчества З.И.Цирика выдающиеся шашисты:

Юрий Арустамов, гроссмейстер, чемпион СССР: «Я искренне считаю харьковского гроссмейстера Зиновия Исааковича Цирика великим шашистом, и в этом мнении меня поддержат очень многие» (журнал «Шашечный мир», № 6, 1997 г.);

Владимир Вигман, международный гроссмейстер, неоднократный чемпион СССР называет З.Цирика «великаном шашек» и «гроссмейстером среди гроссмейстеров» (журнал «Шашки», № 7, 1985 г.);

«Гением шашек» называет Зиновия Цирика международный гроссмейстер, неоднократный чемпион мира Анатолий Гантварг в дарственной надписи на своей книге «50 поединков на 100 клетках»;

Исер Куперман, международный гроссмейстер, неоднократный чемпион мира об уникальном шашечном даре З.Цирика пишет в своей книге «На черных диагоналях»: «Как ни поразительно, но когда харьковчанину предлагают решить какую-нибудь комбинацию, то он часто называет все до единого ходы решения еще раньше, чем вы расставите на доске шашки! Цирик по быстроте соображения и реакции в расчетах форсированных вариантов и комбинаций может соперничать с электронной вычислительной машиной. Особенно авторитетен Цирик в области эндшпиля на маленькой доске. Здесь ему равных нет».

Изучая партии Цирика, собранные и прокомментированные им в его книге «Четверть века за шашечной доской», проходя по его бесчисленным эндшпильным лабиринтам в газете «64», в журналах «Шашки» и «64–шахматное обозрение», в газетах «Соціалістична Харківщина» («Слобідський край»), в которой он вел шашечный отдел 38 (!) лет (с 1954 по 1992 гг.) и «Вечерний Харьков», где он публиковал свои шашечные материалы с момента основания газеты (1969 г.) в течение 27 лет, анализируя его этюды и концовки, поражаешься непостижимому соединению двух основополагающих начал его творчества: фантастической красоты и изумительной простоты.

Цирик – это подлинный волшебник шашек: от его прикосновения любая, казалось бы, самая заурядная позиция непостижимо превращается в поистине «магический кристалл». Но, как говорится, лучше один раз увидеть…
1.*

Выигрыш

Перед нами – словно фрагмент из партии. Играя на охват центра, черные создали конкретную угрозу bc3. И, казалось бы, белые вынуждены сделать «естественный» ход 1.bc3. Но после 1...bc5 черные, используя тактические возможности, добиваются ничьей. Но это обычный подход, так сказать, «ремесло». А вот что такое искусство:
 1. e5–d6!    ...

Первый ложный след: 1.bc3? bc5! (Но не 1...ef6? 2.ed6 bc5 3.d:b6 a:e7 4.ed4 ed6 5.gh4 dc5 6.d:b6 a:c7 7.c:a5 fe5 8.de3 gf6 9.ef4 e:g3 10.h:f2 fe7 11.fe3 ed6 12.ed4 de5 13.dc5 ef4 14.cb6 cd6 15.ba7 fg3 16.ab8 fe5 17.ba7 gh2 18.hg7 hg1 19.gf8 с выигрышем) 2.d:b6 a:c5 3.ed6 ef6 4.gh4 c:e7 5.ef4 ed6 6.fg5 de5 7.g:e7 f:d6 8.h:c5 b:d6 9.de3 dc5 10.ef4 e:g3 11.h:f2 ab4 12.c:a5 cd4 с ничьей.
 1.    ... e7:c5
 2. b2–c3 g7–f6

Если 2...fe7, то 3.h:d6 c:e7 4.de5 ed6 5.e:c7 b:d8 6.gf4 ab6 7.fe5 de7 8.ed6 e:c5 9.cd4 bc3 10.d:b2 с выигрышем.
 3. g3–h4    ...

Второй ложный след: 3.gf4? ab2 4.c:a3 fg5 5.fe5 gh4 и т.д. с ничьей.
 3.    ... f8–e7

На 3...ab2 следует 4.c:a3 fe7 5.hg7 и далее, как в главном варианте.
 4. h6–g7 f6:h8
 5. h4–g5!    ...

Третий ложный след: 5.ef4? c:g5 6.h:d8 hg7! 7.dg5 (7.dh4 bc5 8.he1 gh6! и т.д. с ничьей) 7...bc5 8.gh6 cd4 9.c:e5 bc3 10.d:b4 a:c3 11.h:f8 cb2 12.ef6 ab6 13.f6–g7 bc5 14.f:b4 a:c5 15.c:a3 cd4 с ничьей.
 5.    ... a3–b2

Если 5...hg7, то 6.ef4 c:e3 7.gh6 e:g5 8.h:d6 bc5 (8...gh4 9.de5 ab2 10.c:a1 bc3 11.e:b2 hg3 12.de3 gh2 13.ba3; 9...bc5 10.cd4 c:e3 11.d:f4; 8...ab2 9.d:a3 b:d4 10.ab2 gh4 11.b:e5 bc5 12.de3 и 13.ef4) 9.de5 cd4 (9...gf4 10.e:h2 cd4 11.c:e5 bc3 12.d:b4 a:c3 13.ef6 и т.д. с выигрышем) 10.eh8 d:b2 11.h:a1 gf4 12.de3 f:d2 13.c:e3 ab6 14.ah8; если 5...ed6, то 6.gh6 de5 7.d:f6 cd4 8.c:e5 bc3 (8...ab2 9.c:c5 b:f2 10.de3) 9.d:b4 a:c3 10.fe7 cd2 (10...cb2 11.ef6 ba5 12.ed8 ab6 13.ed4 ba1 14.hg7) 11.ed8 d:d6 12.d:a5 de5 13.ad8 ed4 14.df6 de3 15.hg7 ef2 16.fd8 h:f6 17.d:e1.
 6. c1:a3 h8–g7
 7. e3–f4!! c5:c1
 8. a3:c5 b6:b2
 9. g5–h6 c1:g5
10. h6:h6.

Это подлинная жемчужина великого Маэстро, каковых у него за годы его спортивной и творческой деятельности создано огромное множество.

Творчество Цирика – это сама воплощенная суть шашечного искусства, его подлинно философской глубины, многомерности, многогранности, его чарующей поэтичности. Как и все истинно великое, оно исполнено прозрачной ясности, удивительной простоты и пронзительной красоты, которые, будучи слиты воедино, наполняют каждого, кто приобщается к этому животворному источнику, волнующим трепетом сопричастности тайне, доступной лишь гениям.

Тайна Цирика – это тайна шашек – их огонь, их боль, их страдание, их радость, их счастье, их свет, их гармония. Творчество Цирика неисчерпаемо и непреходяще, как само Искусство.

Творческая сущность шашек у З.Цирика всегда органично соединялась с их не менее значимой общественной стороной. Помимо турниров, теоретических статей, книг, шашечной журналистики, были и другие сферы его многогранной шашечной деятельности: тренерская работа, судейство многочисленных соревнований, лекции, беседы, сеансы одновременной игры, выступления на телевидении. И в каждом из этих видов служения шашечному искусству – его талант, его душа, его жизнь.

В течение 37 лет З.Цирик проработал тренером областных советов ДСО «Наука», «Буревестник» и «Авангард». Талантливый педагог, он не только посвящал своих учеников в секреты своей творческой лаборатории, но и делал гораздо большее: он зажигал в них неугасимый факел окрыляющего, возвышенно-прекрасного творчества. Им воспитано около 50 мастеров спорта, сотни кандидатов в мастера и перворазрядников. Среди его учеников – четырехкратная чемпионка мира международный гроссмейстер О.Левина-Сухаревская, второй призер чемпионата мира международный гроссмейстер С.Бойко, чемпион СССР и США международный гроссмейстер А.Могилянский, неоднократный чемпион Украины международный мастер Л.Ципес, чемпион Украины мастер спорта Л.Слободской, чемпион Украины мастер спорта Р.Суплин, чемпион Украины мастер спорта Ал.Развалинов, чемпионка СССР мастер спорта М.Фрейдзон, победительница Кубка СССР мастер спорта Л.Ильясова, мастера спорта по шашечной композиции И.Кобцев, А.Уваров, А.Шапиро, С.Устьянов и многие, многие другие.

К большому сожалению для всех истинных ценителей шашечного искусства, Зиновий Исаакович, по состоянию здоровья, рано ушел из «большого спорта». Вот как об этом пишет Юрий Арустамов: «За свои удивительные «компьютерные» способности к расчету длиннейших вариантов, он, наверно, расплачивается особой уязвимостью, ранимостью нервной системы. Именно поэтому он покинул «большие шашки» и завершил свою блистательную спортивную карьеру в самом ее расцвете, всего в 42 года» (журнал «Шашечный мир», № 6, 1997 г.).

Спортивная сторона всегда была для Цирика главным источником его творческого вдохновения и наиболее полно выражала его неукротимый дух, его интеллектуальную мощь, его всепоглощающую страсть игрового азарта. И утрата такого мощного источника творчества, конечно же, была потерей невосполнимой. Но энергия его таланта, его беспредельная преданность и любовь к возвышенной красоте постижения немыслимых глубин гармонии, его невероятная целеустремленность и поразительный по невиданной концентрации игровой и теоретический опыт позволили и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации выйти на новый уровень самопреодоления и самопостижения и достичь новых высот в своем блистательном творчестве. И созданные в последующие** годы величественные творения художественно-аналитического гения прославленного Маэстро, воплощенные в его непревзойденных шедеврах этюдно-эндшпильной сферы, раскрывающих поистине бездонную глубину, эстетическую многомерность и неисчерпаемость шашек, поражают своей грандиозностью, стройностью и красотой.

Знаменательным, своего рода символическим событием стало присвоение Зиновию Исааковичу Цирику 31.01.1999 г. почетного звания действительного члена (Академика) Академии Шахматного и Шашечного Искусства (Санкт-Петербург, Россия). А записанная в протоколе Президиума Академии формулировка: «За выдающийся вклад в сокровищницу шашечного искусства» – явилась не только лаконичным и емким, как бы подводящим итог всего творческого пути, определением, но и в то же время – концентрированным выражением того бесценного вклада, который внес этот незаурядный человек – эта яркая личность, этот невероятный сгусток воли и таланта, этот подлинный художник шашек – в постижение их самого главного, самого таинственного, самого сокровенного – неисчерпаемых законов красоты.

Семен БЕРЕНШТЕЙН,
гроссмейстер по шашечной композиции
Харьков (Украина) – Галле (Германия)


МАЭСТРО

Две тайны – музыка и шашки,
Как два безбрежных океана,
В душе свободной и бесстрашной
Слились аккордами органа.

В душе, не знающей покоя,
Повелевающей штормами,
Бушует вечною игрою
Незатухающее пламя.

И в этой музыке гармоний –
Средь черно-белого смятенья –
Какою огненною болью
Вдруг прожигает озаренье!

О эта мука откровений, –
Каких достойна ты оваций,
Когда сверкающим виденьем
Взметнётся буря комбинаций!

Когда она взорвет преграды
И разметает укрепленья, –
Какая чистая отрада
Вдруг заиграет в упоенье!

А может... вместо этой бури –
За жертвою необычайной,
Как диссонансом партитуры, –
Тишайший ход, как бы случайный,
Всплывет – и бездну перекоса
И запредельного смятенья
Взрывает чудо парадокса,
Чью тайну знает только гений.

Иль, может, так... лишь полутенью,
Лишь полутоном, лишь намёком –
За ходом ход, как по ступеням, –
Манёвр, рассчитанный далёко.

Нет! Не рассчитанный – пронзённый
В одно безумное мгновенье,
Когда, стрелою унесённый, –
Он весь полёт и вдохновенье.

О! Не пустая то забава
Для суеты и праздной лени, –
Здесь всех веков звенящей лавой
Клокочет таинство Вселенной.

Здесь мысль и дух, и тайны мира,
И зов сражений и победы, –
Здесь и высоты, и глубины,
Здесь боль, страдания, и беды, –

Здесь всё поёт могучей силой,
Вздымаясь музыкой оркестров, –
Здесь дирижёр – Зиновий Цирик! –
Великий шашечный Маэстро!

Семен БЕРЕНШТЕЙН,
г. Галле, Германия

 

*) Концовка, включенная в предисловие, была показана Зиновием Исааковичем Цириком в 1952 г. в Ленинграде на лекции, прочитанной автором для участников и гостей 14-го чемпионата СССР по русским шашкам – прим. вебмастера.

**) Здесь в книге «Шашки – моя жизнь» опечатка: вместо «последующих» напечатано «последних». Мы планируем создать «реестр» замеченных опечаток и ошибок в книге (присылайте свои замечания).





© 2001-2005 Gr.Vetrogon,   © 2001-2005 TАВЛЕИ,   Webmaster