ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


«Магистр-III» - чемпион России 2000 г.

«Магистр-III» - победитель последнего, II-го чемпионата России по русским шашкам среди компьютерных программ 2000 года. Авторы программы, Александр и Дмитрий Князевы, г.Санкт-Петербург, с самого начала разработки программы поставили цель - вывести ее на гроссмейстерский уровень. И надо сказать, что у программы уже есть серьезные турнирные и творческие достижения.

Первые две версии "Магистра", 1993-94 и 1996-97 г.г., были написаны под операционную систему DOS, нынешняя же, 3-я, версия - для Windows. Уже вторая версия добилась большого успеха: в первом (неофициальном) матче между компьютерными программами в сентябре 1998 г. "Магистр-II" буквально разгромил программу "Гроссмейстер Агафонов" со счетом 4,5 : 1,5 (+3 =3 -0). И, хотя в 1999 г. программа Агафонова (в отсутствие "Магистра") стала первым официальным чемпионом России, уже через год "Магистр-III" доказал свое полное превосходство. Отчет о чемпионате 2000 года можно прочитать на официальном сайте Федерации Шашек России здесь.

Какие же особенности определяют лидерство "Магистра" на нынешний момент среди шашечных программ?

Одним из факторов, во многом определивших победу программы "Магистр-III" в чемпионате России, было создание ее авторами полной шестифигурной базы окончаний (авторами сразу, с самого начала разработки программы был сделан упор на технику реализации материального перевеса). Еще с 1996 г. программа была оснащена 5-ти фигурной базой эндшпиля, которую уже имеют и другие программы, но ни один из конкурентов не может похвастаться 6-ти фигурной, из более чем 2,5 миллиардов позиций (объем которой на диске составляет 5 гигабайт). А в перспективе, уже в планах на 2002-2003 г.г., - построение семифигурной базы!

Такая обширная база эндшпиля позволяет "Магистру" не только идеально разыгрывать окончания с количеством фигур до шести, но и сильно повышает технику разыгрывания окончаний в целом. Интересная, если не поразительная, статья об анализе ряда этюдов В.Сокова с помощью программы "Магистр" опубликована на сайте "Страницы Бориса Фельдмана", читайте эксклюзивный материал А.Князева! Программа уточнила (и опровергла) многие из вариантов, которым ранее безапелляционно присваивались совершенно другие оценки. Рекомендуем также ознакомиться и с другими статьями о "Магистре" на сайте Фельдмана, в том числе с партиями и анализами программы.

Второй, не менее важной составляющей успеха "Магистра", является упор на быстродействие. Авторы постарались использовать и - главное! - оптимизировать наиболее современные алгоритмы расчета дерева перебора вариантов, и достигли высокой скорости работы программы. Для примера приведем следующие цифры: На PC c процессором AMD/Duron800, разогнанном до 920MHz, "Магистр-III" из начальной позиции ведет перебор на 20 полуходов за 58 сек (на 17 полуходов - всего за 6 сек!), с быстродействием просмотра около 400'000 позиций в секунду (имеются ввиду не число всех позиций - узлов дерева перебора, - а только "конечных" позиций дерева, в которых дается оценка). Или другой пример, в реальной партии, с контролем 1 час на партию, "Магистр" успевал в некоторых (миттельшпильных) позициях считать за ту же минуту на глубину от 26 до 28 полуходов. И начиная с 6-7 хода практически никогда не меньше, чем на 22 полухода (данные авторов).

Конечно, все это - достаточно условные цифры, реально быстродействие можно оценить только в сравнении с аналогичными показателями программ-конкурентов. Но фактом остается то, что программа "видит" дальше многих из соперников. Однако в погоне за быстродействием есть и негативная сторона. Авторы для ускорения работы программы максимально упростили оценку позиции, оставив (естественно, кроме материала) всего один параметр - подвижность фигур, который определяется только количеством ходов каждой из сторон, а они получаются "мимоходом" в процессе перебора вариантов, что не требует дополнительных вычислений.

Авторы говорят, что выбрали для оценочной функции именно подвижность фигур как параметр, отражающий суть шашек, ведь цель шашечной игры - лишить соперника ходов. Но основная причина ее применения та, что подвижность практически не замедляет перебор. Это принципиальный подход, базирующийся на "теореме" о том, что увеличение глубины перебора намного важнее качества позиционной оценки. И только жизнь может подтвердить или опровергнуть правильность этой теоремы.

Не менее принципиальным является и отказ от библиотеки дебютов. По мнению авторов, она оказывает очень малое влияние на общую силу игры программы. И в матче 1998 г. с "ADC" ("Магистр-II"), и на II-м чемпионате России 2000г. ("Магистр-III") программа не использовала никакую дебютную библиотеку. Этот подход, вместе с упрощением оценки позиции (см. выше), авторы формулируют так: это "отказ от попыток формализации и передачи программе тех знаний о шашках, которые накоплены человеком". Данный подход принципиально отличается от подхода разработчиков других программ, который, как и другие имеет право на существование.

К чему может привести отказ от дебютной библиотеки наши читатели могут посмотреть, прочитав первую статью из цикла "Комментируем вместе с "Плюс600" о партии, в которой "Магистр-III" постигла настоящая дебютная катастрофа. Вторая статья этого цикла комментирует другую партию "Магистра", в которой программа проявила свои лучшие качества.

В заключение рассказа о программе "Магистр-III", нынешнем чемпионе России, приходится выразить сожаление о том, что программа остается недоступной для широкого круга шашистов. Однако, как нам стало известно, появление коммерческой версии "Магистра" не исключено. (По крайней мере, демо-версия - уже в стадии подготовки). Остается пожелать успехов разработчикам, а тем нашим читателям, которые хотят узнать больше о программе - посоветовать посетить страницу авторов программы.


При подготовке данной статьи использованы материалы сайта авторов программы, а также статьи А.Князева, Н.Степанюка о программе «Магистр» из журнала «Горизонты шашек» N5/2001, любезно предоставленной авторами.




© 2001-2002 Gr.Vetrogon,   © 2001-2002 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки