Приглашение к дискуссии
1. Александр ЦЫГАНОВ, г.Красноярск, 26.06.2002
Здравствуйте, уважаемая редакция сайта Тавлеи!
Хочу высказать несколько мыслей, возникших в результате чтения статьи "Компьютерная грамотность и идеология модернизации".
В этой статье действительно поднимаются важные проблемы, но акценты расставлены, на мой взгляд, не совсем верно. Конечно, каждый из нас не раз задумывался о "порочном круге" гонки "софта" и "харда" (а если шире - о проблеме идеологии мирового зла, стремящегося к засилию всего и вся).
Но не Билл Гейтс придумал эту гонку. Всё дело в самом обычном капитализме, ход развития которого просчитан теоретиками-экономистами ещё много лет назад. Экономика должна развиваться. У нас, как и в большинстве стран, развитие экономики характеризуется ростом валового продукта. Так будет ещё очень долго, поскольку, чтобы не твердили с экранов телевизоров, производства у нас как не было, так и нет. Другое дело, такие страны как США и Япония. Рост количества продукта там уже не возможен. Этим, кстати, и обусловлен сброс технологий "второй свежести" в государства вроде Малайзии и Сингапура. Если банально сравнить ту же Японию с Индией по росту ВВП, то получится, что вторая вот-вот догонит в своём развитии первую.
С определенного этапа развитие экономики не в количественном, а в качественном отношении - вещь обычная, более того - обязательная. С этим рано или поздно столкнутся все позитивно развивающиеся страны. Поэтому создание (раздувание) заинтересованности потребителя в качественном росте продукции - государственная политика. Кризис это или нет, ещё вопрос. Так что если и выказывать недовольство, то не Биллом Гейтсом, а Мартином Лютером. Ведь именно его трактовка религии привела к переходу от феодального строя к капиталистическому, развитие которого по нынешнему пути, как уже упоминал, признано неизбежным. Глава Microsoft, да и сама корпорация, в данной ситуации - лишь неизбежный инструмент. Как говорится, если бы их не было, то их неизбежно бы придумали.
К тому же, если вы не геймер, и компьютер для вас - всего лишь электронно-вычислительная машина, то совсем не обязательно поддаваться истерии погони. Скажем, на моём конкретном предприятии из 80-ти терминалов примерно четверть - PC 486 и ниже. И ничего, работают. Причем работают с нереляционной базой данных, с информацией примерно на 300 тысяч объектов.
Эти заметки - лишь мое частное мнение (IMHO). Как говорится, автор не настаивает, что его видение происходящего является истиной в последней инстанции.
Приглашаю к дискуссии!
Александр ЦЫГАНОВ,
Главный специалист отдела автоматизации
управления социальной защиты населения,
г.Красноярск
2. Григорий ВЕТРОГОН, п.Новый Быт, Московская обл., 25.12.2002
В чем корень мирового зла?
Полностью согласен с Александром ЦЫГАНОВЫМ в том, что "если бы не было Билла Гейтса, то его следовало бы выдумать". Разумеется, то, что мы наблюдаем в компьютерном мире - лишь отражение реальных процессов, происходящих в мире вообще. Все дело в самом пост-капиталистическом обществе с его идеологией тотального потребления.
Но, похоже, А.Цыганов, как и подавляющее большинство моих современников, считает существующее положение вещей неизбежным ("все действительное разумно"?).
Если смириться с этой "неизбежностью", то каждый из нас может, вслед за ним, сказать в раздумчивости: "не факт, что это плохо".
Однако необходимо четко представлять, что земная цивилизация могла развиваться и по иному, не техногенному пути. Замечательный пример альтернативной, биогенной цивилизации предложил А.Кузьменко в своем романе "Древо жизни". Вообще в фантастической литературе существует великое множество "антитегногенных" утопий.
Интересней проследить, была ли у человечества РЕАЛЬНАЯ возможность избежать техногенного развития.
Оказывается, "на заре человечества" такая возможность у нас была!
Современные археологические исследования показали, что первые очаги земной цивилизации (после Всемирного Потопа) возникли в Междуречье, на так называемой Плодородной Дуге, и датируются IX тысячелетием до Рождества Христова (Р.Х.).
Начиная с этого времени, стали формироваться и два типа общества - ГАРМОНИЧЕСКИЕ и ТЕХНОГЕННЫЕ. Характерным, и, пожалуй, единственным образцом города в гармоническом обществе является город ИЕРИХОН, падение которого через несколько тысячелетий (библейские "трубы Иерихона"!) возвестило о победе другого типа общества - техногенного, базировавшегося на всех достижениях гармонических обществ, но задавших другое направление на все последующее развитие человечества (древний Шумер, древний Египет и др.).
Сейчас не время и не место подробно углубляться в эту тему, достаточно сказать, что альтернатива техногенному пути существовала, но она была утеряна за несколько тысячелетий до Р.Х.
Это направление в библейской археологии последовательно развивает профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Д.В.ДЕОПИК - см. в частности, [Д.В.Деопик. История Древнего Востока (курс лекций)].
Далее.
Александр ЦЫГАНОВ утверждает, что корень всех наших бед (и технологических достижений!) находится в протестантизме: "...если и выказывать недовольство, то не Биллом Гейтсом, а Мартином Лютером. Ведь именно его трактовка религии привела к переходу от феодального строя к капиталистическому..."
Разумеется, влияние деловой протестантской этики на развитие капитализма и, как следствие, на становление современной идеологии потребления - НЕОСПОРИМО.
Собственно, свой "предпротестантизм" был и у нас, в России - старообрядчество.
И как протестантизм на Западе, так и старообрядчество в России действительно много сделали для развития деловой жизни, то есть для упрочения того самого техногенного пути, о котором речь шла выше.
Последовательно эту мысль - о развитии России почти параллельно Западу и о неизбежности становления Россией на западный путь развития, развивает Александр ЯНОВ и многие другие современные мыслители.
Но необходимо отметить, что подобная, прозападная точка зрения не является единственно возможной. Еще в начале XIX века родилось мощное движение славянофилов, которое (пусть и в измененных формах) существует и поныне.
В настоящее время наиболее последовательно направление мысли об "особости" Русской цивилизации проводит виртуальный журнал "Русский переплет" под редакцией профессора МГУ В.М.Липунова. Недавно вышла фундаментальная работа Панарина "Вызов глобализму", в которой существующие тенденции (мировая экономика, глобализация и пр.) анализируются под другим, более адекватным углом (перефразируя Булата Окуджаву: "сладких пряников глобализации не хватит на всех…"). Более года назад вышла книга А.Паршева, посвященная климатической теории, появился целый ряд других изданий.
Это направление мысли, славянофильское по своей сути, призвано осмыслить положение России в современном мире, выстроить (на новом, постсоветском этапе) собственную систему ценностей, и уже затем в эту систему ценностей интегрировать лучшие образцы техногенных достижений Запада.
На нашем сайте в разделе "Русский путь" открыт новый цикл "Русская идея", в котором публикуются работы по этой теме.
Разумеется, то, что здесь набросано лишь пунктирно, нуждается в дальнейшем осмыслении. Надеюсь на продолжение дискуссии.
3. A.S., г.Харьков, Украина, 06.01.2003
Негативное отношение многих людей к техногенной цивилизации уже давно перестало удивлять. Куда больше удивляет другое: зачем же эти люди пользуются компьютерами и интернетом? А если они так нужны - может, никакое это не зло?
Ведь технология возникла задолго до появления человека разумного - миллионы лет назад, когда какой-то прямоходящей обезьяне вдруг взбрела в голову явно нездоровая идея ударить камнем не по ореху, а по другому камню. Однако результат настолько поразил обезьяну и ее соплеменников, что скоро так делали уже все. Тогда в биосфере и зародилось принципиально новое образование - техносфера (антропосфера). И тот человек, которого мы имеем сейчас - результат миллионов лет техногенной, а вовсе не биологической эволюции (точнее, постепенного перехода от биологической к техногенной). Наш разум создан технологией, и мыслит он технологически - просто не умеет по-другому.
Так что современная техногенная цивилизация не есть что-то случайное и мимолетное. И вовсе не Лютер создал капитализм (хотя, не спорю, очень способствовал его становлению). На мой взгляд, истоки нашей цивилизации следует искать еще в античности. Ведь именно античная культура стала первым неординарным явлением в ряду принципиально схожих между собой культур Ближнего, Дальнего Востока и Центральной Америки. И не случайно, что взлету капитализма и НТР предшествовало Возрождение, в немалой степени связанное с возвращением к античности. Видимо, античная философия стала переломным моментом, изменившим мышление людей и позволившим технологии подняться на новый уровень.
Возможна ли нетехногенная цивилизация? Действительно, в фантастической литературе много нетехногенных утопий, обычно биогенных. (Хотя в большинстве из них, у того же Кузьменко в "Древе жизни", примитивная механическая технология все же имеется. Да и отличается ли принципиально биотехнология от механической?) Однако литература литературой, а в жизни ни одна из утопий реализована не была, и само слово "утопия" является нарицательным. Тем не менее, некоторые вспоминают существовавшие в прошлом якобы "гармонические" цивилизации и противопоставляют их техногенным, как альтернативный способ развития. Но что из себя представляют эти "гармонические" цивилизации? Очевидно, технология там все-таки была - хотя бы потому, что после них осталось что-то для археологов. Быть может, это цивилизации, техногенное развитие которых на определенном этапе остановилось? Тогда все вопросы отпадают: неудивительно, что подобные цивилизации проиграли в борьбе с техногенными. (Как ни странно, эту мысль иллюстрирует и "Древо жизни": ведь там биогенная цивилизация победила лишь временно, случайно и благодаря действиям противника, представлявшим собой сплошную преступную халатность.)
Так что наблюдаемые в современном обществе процессы действительно закономерны. Даже если представить себе, что некий катаклизм стер с лица земли все техногенные цивилизации, оставив только "гармонические" - рано или поздно найдутся люди, которые начнут развивать технологии, потом вспомнят "античность" (которой для них будет наш двадцатый век), и все вернется на круги своя. (Кстати, эта тема в фантастической литературе также широко представлена.)
Но к чему здесь разговоры о "корне мирового зла"? Лично я счастлив жить в таком обществе. Да, в нем много плохого - но я не променял бы его ни на одно из ранее существовавших. И я говорю искренне, а вовсе не пытаюсь "подсластить неизбежное". Разумеется, ничего неизбежного в техногенном развитии нет. Можно изменить мозг человека (а то и совсем удалить). Можно уничтожить техносферу (прихватив заодно и биосферу). Но зачем?
4. Александр ЯНГАЛОВ, г.Москва, 09.10.2006
Техногенный путь земной цивилизации и двуногие с перьями
что земная цивилизация могла развиваться и по иному,
не техногенному пути.
Григорий ВЕТРОГОН
В одном телесериале (кажется, ВВС), посвященном дикой жизни в африканских лесах, я увидел чрезвычайно забавные, с одной стороны, но и поразительные по своей поучительности, с другой стороны, кадры.
Взрослый шимпанзе, держа камень в одной руке и установив орехи на другой камень другой рукой, разбивал их один за другим и смачно поедал, доставая ядрышки.
За действием наблюдали два подростка-шимпанзе. Сцена была исполнена глубокого смысла. На лице, извините, морде, взрослого была написана та снисходительность, с которой обладатель Мерса-600 смотрит на седока Жигулей. На мордах подростков были написаны восхищение и зависть.
Насытившись орехами и произведенным впечатлением, взрослый шимпанзе вразвалочку и с искусно показанным безразличием к подросткам ушел. Подростки тут же подошли к оставленным на своих местах приборам и оборудованию и приступили к воспроизведению приобретенного знания с целью получения искомого насыщения.
Не тут-то было. Орехи скатывались с камня, камень попадал по пальцам; пробовал расколоть орехи один подросток, пробовал другой, короче говоря, промучившись некоторое время, подростки поняли, что им еще нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Развивать ум и, следственно, умение, ибо их ума для усвоения увиденной технологии не хватало.
Русское слово УМЕНИЕ (по-заморскому, кнов-хов *), кстати, происходит от слова УМ.
Греческое ТЕХNE (равно как и латинское ars) означает ремесло, искусство, умение.
Необходимость умения вытекает из наличия у орехов скорлупы.
Необходимость скорлупы вытекает из наличия двуногих с перьями, которые орехи без скорлупы склевали бы подчистую.
Таким образом, необходимость техногенности цивилизации вытекает из наличия двуногих с перьями, эволюционирующими в процессе развития в самопишущие авторучки, клавиатуры, кульманы, пакет AUTOCAD и т.д.
Двуногий с клавиатурой
*) know-how (англ.)
Продолжение дискуссии см. на странице Вопрошать – не значит требовать ответов!.