Окончательный текст Правил композиции для этюдов опубликован в CPI-INFO, N 4, сентябрь 2004, см. страницу CPI-INFO.
Настоящий ПРОЕКТ ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ определен Комиссией CPI FMJD для подготовки ПРАВИЛ ЭТЮДОВ: A.Kaciuska (Литва, председатель комиссии), П.Шклудов (Беларусь). При подготовке ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ приняли участие С.Юшкевич (Украина), R.Mackevicius (Литва).
Замечания по ПРОЕКТУ ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ принимаются до 1 июля 2003 года. Их просим отправлять по электронному адресу kaciuska@splius.lt или по почтовому адресу: A.Kaciuska, Architektu 38 - 21, 5407 Siauliai, Lithuania.
A.Kaciuska,
30.04.2003.
Международная Комиссия по композиции (CPI FMJD)
ПРОЕКТ ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ
Эти правила определены, основываясь на правилах J.F.Moser (1941, 1951, Голландия), правилах бывшего СССР ("Шашечный кодекс", Москва, 1986), правилах республики Беларусь ("Мой журнал", 2002, № 2).
3.1. Определение жанра, содержание этюда, технические требования к этюду
3.1.1. Этюд - произведение шашечной композиции с игрой, характерной для эндшпиля и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести. Этюд может иметь одно из двух заданий: "Белые начинают и выигрывают" или "Белые начинают и делают ничью". Первый ход белых не должен быть ударным.
3.1.2. Этюд должен быть оригинальным, то есть не повторять:
- опубликованный этюд;
- этюд, принимавший или принимающий участие в соревнованиях;
- позицию из опубликованной партии.
3.1.3. Начальная позиция этюда должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. В сомнительных случаях (например, если белые атакованы в начальной позиции) автор этюда должен указать возможный последний ход черных и белых.
3.1.4. Решаемость. В этюде не должно быть усиления игры черных, приводящего к невыполнению задания.
3.1.5. Этюд должен иметь не менее двух различных композиционных вариантов. Вариант - сочетание последовательных ходов белых и черных. Композиционный вариант (КВ) - точный, экономный вариант с единственным решением, заканчивающийся финалом (мотивом).
3.1.6. Единственность решения этюда (или КВ) требует, чтобы задание выполнялось единственным путем. Требование единственности не распространяется: а) на игру с одной белой шашкой (простой или дамкой) в финале (мотиве); b) для дуалей.
3.1.7. Финал (мотив) - экономная финальная позиция с выполненным заданием. Экономность финала (мотива) - у белых в финале (мотиве) не должно быть шашек, не нужных для выполнения задания.
3.1.8. К экономичным финалам (мотивам) приравниваются традиционно признанные этюдистами эндшпильные позиции типа (ход черных): а) простые 35, 36 / 45, 46 в)простые 43 / 40, 44, дамка 25 и т.д.
3.1.9. К содержанию этюда, кроме КВ, относятся композиционный ложный след (КЛС) и композиционная иллюзорная игра (КИИ). КЛС - миражное решение, т.е.вариант, имеющий точное, единственное опровержение со стороны черных. КИИ - вариант КЛС при неправильной защите черных, в котором белые выигрывают только при условии соответствия их игры требованиям КВ.
3.1.10. Дуаль - неточные ходы в КВ, КЛС, КИИ. Дуали:
- перестановки ходов;
- движение шашкой (простой или дамкой) через соседние поля доски (альтернативный ход);
- ход или удар дамкой на разные поля диагонали, без изменения дальнейшей игры в КВ;
- удлинение решения на один ход без повторения позиции;
- задержка решения с повторением позиции.
3.1.11. В каждом КВ, КЛС, КИИ допускается лишь один дуаль. Это требование не распространяется на игру с одной белой шашкой (простой или дамкой) в финале (мотиве). Дуали не допустимы до разветвления игры на КВ.
3.1.12. Нарушение технических требований аннулирует этюд (или КВ, КЛС, КИИ).
3.2. Эстетические требования к этюду
3.2.1. Оригинальность замысла:
а) идейная и тематическая новизна;
b) новое содержание известных идей, тем, финалов (мотивов);
c) более красивое оформление известных идей, тем, финалов (мотивов);
d) новое сочетание КВ, КЛС, КИИ.
3.2.2. Красота решения. Красота решения достигается неочевидными, трудно находимыми ходами, эффектными финалами (мотивами). Тонкие, тихие маневры (цепь ходов) предпочтительнее форсированной игры. В форсированной игре более ценятся отдача белых шашек с иллюзорным выбором, чем отдача белых шашек без такого выбора.
3.2.3. Вариантность игры. Чем больше полноценных (длинных, красивых, без дуалей и т.д.) КВ, КЛС, КИИ в этюде, тем богаче содержание этюда.
3.2.4. Чистота решения. Решение этюда должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Уменьшение количества дуалей в КВ, КЛС, КИИ определяет положительное эстетическое восприятие этюда.
3.2.5. Практичность и экономичность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции этюда более приемлема. Экономичность этюда предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие нападения черных в начальной расстановке, отсутствие размена в начале решения, отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка - это шашка, которая не участвует в решении до финала (мотива). Предпочтительнее оформление идеи меньшим количеством шашек.
3.2.6. Богатство содержания этюда определяется как совокупность выполнения всех выше перечисленных эстетических требований и оказывает определяющее влияние на качество этюда. Нарушение эстетических требований снижает качество этюда.
3.3. Запись решения, обозначение КВ, КЛС, КИИ, не композиционных вариантов
3.3.1. Решение этюда может записываться краткой нотацией. Например, если ход в полной нотации записывается 47 - 42, то в краткой нотации 42. Если белые шашки присутствуют на 47 и 48, то 472.
3.3.2. КВ (кроме главного) обозначается большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Главный вариант обозначается буквами VP (variant principal).
3.3.3. КЛС обозначается римскими цифрами: I, II, III, IV, V и т.д.
3.3.4. КИИ обозначается маленькими буквами: z, y, x, w, v и т.д.
3.3.5. Некомпозиционные варианты, приводимые для доказательства решения, обозначаются маленькими буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e и т.д.
A.Kaciuska,
Председатель комиссии CPI FMJD