Новый Кодекс шашечной композиции - каким ему быть?
Работаем на будущее
Петр ШКЛУДОВ, г.Новополоцк
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Как было высказано мной в статье Так начнем, что ли? Не "в гневе"!, размещенной рядом в рубрике "Статьи", предлагаю на сайте "Тавлеи" (и в Форуме) провести широкое обсуждение существующих версий кодексов:
- А. Раздел "Композиция" из "Шашечного кодекса СССР" 1986 года;
- В. "Кодекс шашечной композиции Республики Беларусь" Б.Иванова;
- С. "Международные правила проблемизма (шашечной композиции)".
Каждый из них имеет свои недостатки. Первые два - уже опубликованы в этом подразделе сайта, третий - будет размещен сразу же по получении окончательного варианта (на русском языке).
А. Раздел "Композиция" из "Шашечного кодекса СССР" 1986 года.
Надо полагать, что "коллегия международных арбитров" добросовестно списала "Шашечный кодекс" с "Шахматного кодекса", где надо заменив слово "шахматы" словом "шашки" (это, конечно, гипербола...), перенеся в "Шашечный кодекс" все недоработки, все неточности, а иногда и ошибки, допущенные при составлении "Шахматного кодекса" не менее титулованной "коллегией".
В. "Кодекс шашечной композиции Республики Беларусь" Б.Иванова.
На самом деле является "сырым" материалом. В нем масса неточных, расплывчатых пунктов; многое (по желанию разработчика) проигнорировано, но есть и некоторые новаторские идеи.
С. "Международные правила проблемизма (шашечной композиции)" CPI FMJD.
Ориентированы только на два жанра шашечной композиции (проблемы - 100 и миниатюры - 100). Они также являются унификацией правил разных стран. С.Юшкевич сам соглашается с тем, что данный вариант правил промежуточный - выполняет роль сиюминутных потребностей и должен развиваться.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Поиск точного и полного определения термина ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ .
- Предварительный вариант: "Шашечная композиция - вид шашечного творчества совмещающий в себе традиционную аналитическую работу, ретроанализ, и чистый творческий поиск новых тем и идей в определенных жанрах."
- Приемлемо ли называть шашечную композицию "проблемизмом"? Проблема в переводе с французского - задача. "Задачизм"?
2.-5. Поиск точного и полного определения следующих терминов:
2) КОМБИНАЦИЯ ,
3) основные жанры шашечной композиции (ПРОБЛЕМА, ЭТЮД, ЭАДАЧА),
4) МОТИВ,
5) ФИНАЛ, и определить финалы для проблем.
6. Уточнить ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (легальность, решаемость, наличие побочных решений, соотношение сил, точность игры, экономичность...) для всех жанров композиции.
Причем не валить все в кучу, как в разделе "Композиция" из "Шашечного кодекса СССР" 1986 года, а четко все разграничить! Ведь некоторые формальные требования для одного жанра в другом жанре становятся художественными требованиями и наоборот.
7. Уточнить ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ для всех жанров шашечной композиции.
8. В частности, очень важно ввести разграничения понятий СТАТИСТ и ПАССИВНАЯ ШАШКА.
9. Разобраться, что такое ЭКОНОМИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ в проблемах.
10. Какие жанры композиции, кроме традиционных, имеют право называться основными?
11. Рекомендации по проведению соревнований.
Обратите также внимание на мою статью "Проблемы", которая вскоре будет опубликована в разделе "Статьи", в которой я изложил свою позицию - несколько иной подход к ПРОБЛЕМЕ, чем существовавший доныне.
Свои предложения присылайте по адресу: shkludov@aport2000.ru.