ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

На днях один из посетителей Форума сайта "Шашки в России" высказался - где-мол нынче те шашки для троих, комплекты которых даже продавались в магазинах?.. Публикация ниже свидетельствует о том, что интерес к многосторонним шашкам имеется, и поиск в этом плане не прекращен. (Во всяком случае, это - больше шашки, чем "экзотические", см. предыдущую публикацию раздела).


Невские шашки

[Шашки для четырех]

Валерий ТРУБИЦЫН,
г.Санкт-Петербург


Исходная расстановка и очередность ходов. Игра производится на темных клетках специальной доски. Каждый игрок имеет по 6 шашек своего цвета: черные, белые, красные и зеленые шашки (см. исходную расстановку на диаграмме 1).


    Диаграмма 1.

Игроки делают ходы поочередно по часовой стрелке. Первый ход определяется жребием. В целях предотвращения путаницы в очередности ходов, 4 угла доски обозначены четырьмя временами суток: ночь, утро, день и вечер. Черные шашки мы расположим в углу НОЧЬ, белые - в углу УТРО, красные - в углу ДЕНЬ, зеленые - в углу ВЕЧЕР. Если в игре "красный" игрок нанесет удар "белому" игроку, то "белый" игрок захочет немедленно ответить обидчику, но правила игры это запрещают: ведь после дня наступает не утро, а вечер. Удары наносятся по любым направлениям, а очередность ходов передается только по часовой стрелке.

Для записи партий предлагается цифровая нотация, при которой координаты всех 36-ти игровых пунктов образуется суммой двух чисел.

Цель игры - выигрыш партии сразу у трех соперников методом снятия их шашек с доски. Каждый игрок играет сам за себя, но возможна и парная игра.

Куда движутся шашки? Шашки каждого игрока движутся в противоположный угол доски по старым правилам. Назад шашки не ходят. Для уяснения этого правила на игровом пространстве доски имеются 4 стрелки разного цвета (см. диаграмму 2).


    Диаграмма 2.

Превращение в дамку происходит в единственной для каждого игрока клетке в противоположном углу доски. Простая шашка, проскакивающая во время удара угловую клетку доски, дамкой не становится. Шашка, ставшая дамкой, получает право хода только со следующего хода.

Снятие шашек производится по старым правилам - с той лишь разницей, что теперь одним ударом можно снять шашки сразу у двух или трех соперников. При получении права хода отказываться от взятия чужих шашек нельзя, но известное правило обязательного взятия наибольшего количества шашек касается только дамок. Останавливаться при взятии на полпути нельзя: выбранный путь взятия следует пройти до конца. Взятие чужих шашек производится методом их перепрыгивания по любому направлению. В целях предотвращения путаницы в игре действует правило турецкого удара: при взятии множества шашек нельзя перепрыгивать через снимаемую шашку дважды. В такой ситуации рекомендуется сначала "убитые" шашки переворачивать, не снимая, - а затем снять их всех сразу после окончания хода.

В парной игре союзники обязаны бить шашки друг друга, так как в противном случае многосторонние комбинации рассыпятся на более простые ходы. Коллективная победа в многосторонней шашечной игре должна достигаться только в умелом подыгрывании друг другу даже при неизбежности взаимных жертв.

Невские шашки впервые были опубликованы в книге "Игра? Игра!" (составитель В.Н.Белов) - Л.: Лениздат, 1987, 134 с. Главным достоинством игры является наличие в ней нескольких многосторонних стратегий при предельной простоте правил.

В многосторонних играх шансы слабых и сильных игроков значительно уравниваются из-за того, что вместо одного ответного хода вы получаете сразу несколько ответных ходов, которые в свою очередь являются конкурентными. Двухсторонние поединки тоже многовариантны, но они отнюдь не исчерпывают все многообразие стратегий борьбы. При их чрезмерной популяризации создается впечатление, что многосторонние стратегии нужны только нехорошим картежным играм. А в реальной жизни даже двухсторонний поединок упрощается идиотами из кинобизнеса до анекдота: пока один крутой рокер бьет пяткой в лоб другому, тот почему-то ждет, пока его картинно ударят. Между тем настоящие схватки очень далеки от примитивных стратегий. В них изобилуют не строго очередные, а опережающие удары - да еще сразу от нескольких соперников. Предлагаемая игра как раз и пытается восполнить зияющий пробел в шашечных многосторонних играх. Даже очень способный в двухсторонних играх игрок быстро убедится в своей ограниченности. Ведь в многосторонних играх (как, впрочем, и в жизни) далеко не все зависит от хорошо продуманной нашей комбинации. После столкновения с реальным (большей частью хаотическим) противодействием внешней среды наши планы могут рухнуть как карточный домик. Чтобы избежать этого, мы должны постичь более сложный уровень стратегий выживания, в которых тривиальные стратегии и тактические приемы являются лишь частным случаем.

Несмотря на кажущуюся сложность предлагаемой игры, она усваивается легко, так как большинство ее правил взяты из общеизвестной шашечной игры. Победителем считается игрок, уничтоживший шашки у всех соперников. С точки зрения познавательных технологий игра является готовой моделью многосторонней конфликтной ситуации.

Учебная партия


Белые Красные Зеленые Черные
1 25 - 24 55 - 54 52 - 42 31 - 32
2 36 - 35 56 - 55 51 - 52 12 - 23
3 15 - 25 54 - 44 63 - 53 32 - 33
4 16 - 15 66 - 56 61 - 51 21 - 31
5 45 - 45!! 55 : 35 41 : 21 11 : 31
6 25 : 45 : 43 : 63 : 61 : 41 : 21 64 - 63 42 - 32! 22 : 42 : 64 : 66 дамка
7 24 : 22 56 - 55 - д66 : 36 : 16
8 21 - 31 55 - 5454 - 53 - 12 - 32
9 31 - 41 53 - 43 - д16 - 66
10 41 - 51 - - 33 : 53
11 51 - 61 дамка - - 53 - 63
12 д61 : 64 - - д66 : 61
13 14 - 24 - - д61 - 21
14 15 - 25 - - 32 - 33
  Белые сдались      

Комментарий к учебной партии

- Ход 4. Любой ход черных ведет к потерям. "Черный" игрок выбирает меньшее из зол, отдавая в размен одну шашку на периферии доски.

- Ход 5. Воспользовавшись уникальной ситуацией, "белый" игрок проводит талантливую комбинацию. Она удалась только потому, что все три промежуточных хода заранее определены обязательным взятием уже подставленных шашек для взятия, в результате чего, НЕ УПУСТИВ МОМЕНТ, удалось рассчитать и осуществить глобальный удар по всем противникам одновременно!

- Ход 6. "Зеленый" игрок оказался в тяжелейшем положении: после гениальной комбинации "белого" игрока у него осталось лишь треть шашек, то есть меньше всех. Поразмыслив, "зеленый" игрок решает красиво уйти из игры, крепко насолив своему обидчику, который именно ему нанес почти смертельный удар. В итоге коварного хода зеленых "черный" игрок получил дамку, а "белый" игрок обречен на неравную борьбу с "черным".

- Ход 8. У белых появилась слабая надежда проскочить по бортику доски в дамки на пункт 61.

- Ход 10. "Красный" игрок, как умирающий лебедь, благородно помогает слабейшему претенденту на победу. Ведь он мог броситься под удар белой шашке (ибо какая разница?), но он своим последним ходом решил осложнить положение черных.

- Ход 11. "Белый" игрок все же ухитрился проскочить в дамки, но помощь красных оказалась медвежьей услугой, так как черная шашка, внезапно оказавшаяся вблизи решающих событий, уже приготовила ловушку для белой дамки.

- Ходы 13-14. Короткая агония белых.

РЕЗЮМЕ

Теперь ясно, что многосторонняя шашечная игра не просто еще одна забава, а целый комплекс игровых коллизий психологического плана. Начинали игру по условиям игры нейтральные игроки. Но когда "белый" игрок эффектно устремился к победе, бросив вызов сразу всем участникам игры, он был внезапно повержен самым слабым игроком, который дважды становился случайной жертвой междоусобиц более активных искателей удачи, так как он не смог навязать им свою волю. Лишь в самом финале партии слабейший "красный" игрок попытался (пусть даже не для своего успеха) хоть как-то повлиять на ход событий, совершенно забыв, что первый жестокий удар он получил именно от "белого" игрока. Зачем же ему помогать? То есть нам интересно было бы знать, каким образом в пылу борьбы могли бы формироваться симпатии, тайные союзы, временные тактические совместные действия или прочные коалиции. А это уже, как известно, вопрос, далеко выходящий за рамки настольной игры.

"Черный" игрок стал победителем благодаря не своему мастерству, а подарку судьбы, то есть случайному стечению обстоятельств в конкретной многосторонней игре (что в принципе невозможно в двухсторонних играх).

Все произошло благодаря эмоциональному порыву слабейшего не по своей вине игрока, который не смог победить, но который смог кардинально изменить ход партии и определить победителя. Таков новый рисунок шашечной борьбы.

В целях объективности неплохо бы спросить: а насколько он новый? Ведь история создания многосторонних шашечных игр уходит в глубь веков. Например, в России в 1884 году была попытка внедрения "Шашечного винта для 4-х и 2-х игроков". А год спустя Константин Лебедев предложил "Новые шашки для четверых". Правила указанной игры описаны в одноименной брошюре (М., Типография Общества распространителей полезных знаний, Моховая, дом князя Гагарина, 1895, 15 с.). В игре применялась стандартная шашечная доска увеличенного размера 13 х 13 с 85-ю игровыми пунктами.

У каждого игрока имелось по 12 шашек с расстановкой не в углах доски. Игра была парная, при этом взятие шашек союзника было не обязательным. Таким образом в итоге была предложена вовсе не многосторонняя игра, к тому же проходящая на слишком громадной доске с вялым темпом событий.

Не прижились предложенные варианты и трехсторонних шашечных игр. В 1938 году в Ленинграде А.Маркович и Е.Баженова популяризировали "Шашки втроем" (Чеккер) на двухцветной триогональной доске с 69-ю игровыми пунктам. У каждого игрока было по 12 шашек. То есть оптимальное отношение общего количества шашек к количеству игровых пунктов в европейской шашечной игре (3 : 4) снова было грубо нарушено.

В г. Орле в 1984 году ПО "Промприбор" освоил промышленный выпуск "Триошашек" (к сожалению, в их рекламе автор не был указан). Понимая бесперспективность создания удовлетворительной шашечной игры на триогональной игровой структуре, орловчане обратились к трансформации общеизвестной шашечной тетрагональной структуры. Предложенная ими игра расположилась на шестиугольной доске тетрагональной структуры (!) с анизотропным треугольным вырезом в центре доски. Такой тип доски в нескольких вариантах известен специалистам по шахматным патентам Роберта Зубрина (США, 1972), Фреда Кипфера (Швейцария, 1976), голландцев Ван-дер-Лейкена и Спилборга (1979). Именно доска последних авторов и была взята орловчанами за основу их шашечной игры, в которой 3 игрока имеют по 12 шашек. Но наличие "черной дыры" в центре доски изрядно обедняет игру - в то время как не составило бы труда вставить в центр доски шестиугольную ячейку.

К сожалению и это не решает проблемы. Ни среди чужих, ни среди своих вариантов я так и не нашел ни одной приличной трехсторонней шашечной игры. Но если вдуматься - невелика потеря. Парадокс состоит в том, что именно невские шашки легко решают эту проблему, так как в одной партии игроки по мере выбывания соперников последовательно переходят от многосторонних стратегий для 4-ех и 3-ех игроков к классической двухсторонней стратегии. А по всем другим параметрам невские шашки превосходят все упомянутые шашечные многосторонние игры.

Изготовить комплект невских шашек достаточно легко. Следует купить стандартный комплект русских шашек, затем 6 белых шашек покрасить в красный цвет, а 6 черных шашек покрасить в зеленый цвет. После чего остается начертить игровую доску на плотном листе бумаги.

А теперь - грустный анекдот о том, как мои игры шагают по стране и за ее пределами. Сразу два минских издательства "Литература" и "Харвест" с азартом принялись тиражировать мои ранние публикации, но настолько спешили, что при этом забыли упомянуть имя автора. И все бы ничего (ну что возьмешь с пионеров провинциального бизнеса?), если бы к нашему удивлению к ним в долю не вступило широко известное московское издательство АСТ. Господа, ну зачем же так позорить себя, если при нынешнем уровне информации истина устанавливается со скоростью мысли?


Статья печатается по тексту, опубликованному на сайте АФР (Ассоциации Фишка.ру) https://www.fishka-spb.ru/ ; прямая ссылка здесь.

См. также статью Валерия Трубицына "Сайт АФР и знаковые игры" в этом же разделе.



© 2001 - 2003 Gr.Vetrogon,   © 2001 - 2003 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки