ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

Дмитрий ПСУРЦЕВ

- 2 -


2. "Допою свои песни земные..."


Мы взглянули на "крестьянскость" Тряпкина как бы в отрыве от всего остального; тогда как в реальности "крестьянскость", одна из главных движущих сил этой поэтики, близко связана с другими сторонами творчества.

Прежде всего от нее берет начало песенная "составляющая". Те или иные степени отождествления себя с певцом, а стихов с песнями издавна присущи поэзии вообще и русской поэзии последних двух столетий в частности, от "таинственного певца" Пушкина до "таинственного песенного дара" Ахматовой. Однако в случае Николая Тряпкина это все же более буквальная метафора, дар его – именно и прежде всего песенный дар. Ощущение себя песнопевцем сильнее в патриархально-народном мироощущении. "Голосиста моя деревенька / И потомственны песни мои." (1973) – пишет Тряпкин с гордостью, и опять-таки, это утверждение истинно и в переносном, и буквальном смысле. Поражает количество стихотворений, где стих называется песней, то ли в названии, подзаголовке, то ли в самом тексте; но поражает и песенность – подлинная песенная музыкальность лада, строя всей тряпкинской поэзии. И подобно тому как настоящий песенно-фольклорный спектр у нас очень широк, от былин, плачей и сказов – до романсов и современных частушек, – так широк и "песенный" дипазон Тряпкина.

Вот из раннего (трудно удержаться, не процитировать целиком):

СКАЗ

Ты гуляй – не гуляй, ветер северный,
По Руси по великой, по северной!
Всех снегов по Двине ты не выметешь,
Всех дерев по Суре ты не выломишь.

Не пошлешь всех волков ты на скотники!
Не забьешь всех костров у охотников!
И всех ног вдоль дорог, под буранами,
Не обставишь седыми курганами!

А мои-то и вовсе легошеньки,
Потому что голым-то голешеньки!
Только ягель в опорки подкладывай,
Только хлеба на завтра загадывай.
Ты же дуй и колдуй, ветер северный,
По Руси по великой, по северной
Поплывем Лукоморьями пьяными
Да гульнем островами Буянами.

И за что я – зеленый, некошеный, -
Может, здесь покачнусь, запорошенный,
Завалюсь, не живой и не узнанный,
Вот такой-рассякой, необузданный?"
(1947)




 

Что это: сказ? песня? заговор? Сказать трудно. Что это: стилизация под? К какому времени относится? К старине? Или это – живая вода современного языка?! Здесь есть истовость, сила, чувство (без налета сентиментальности), светлое складное косноязычие, присущее некоторым фольклорным формам ("И всех пог вдоль дорог под буранами, / Не обставишь седыми курганами!") Но здесь несомненно и авторство.

Еще более раннее "Подражание песне" (1942) также весьма близко к действительной фольклорной форме:

 
"Нам ли, девушкам, вечерушка была:
Кто вязала, кто гадала, кто пряла.
Пришел к девушкам лукавый паренек,
Он ввалился – не спросился – за порог.
Давай, девки, будем гостя привечать,
Давай, красны, молодого угощать:
Из-под лавочки дресвяным камешком,
Вдоль по стулу за чуприну да вальком...
< ... >"
 

Вот лишь некоторые наиболее яркие произведения разных периодов творчества, напрямую связанные с этой фольклорной традицией: "Возвращение Разина" (1945), "Пароход на Вычегде" (1948), "Летела гагара" (1955), "Черная баллада (по мотивам старинных песен)" (1957), "Ягодиночка" (1957), "Чайная, чайная..." (1962), "Виноградие да зеленое..." (1966), "Хоровод" (1966), "Песня" ("Кабы мне цветок да с того лужка...") (1970). Стихотворение другого стиля и жанра – "Что за купчики проезжали" (1968). Это веселый и лукавый песельный сказ, где современный поэт выступает в роли старинного сказителя (гусляра!), или может быть, правильнее сказать, призывает на помощь вдохновение древних гусляров, чтобы поэтически реконструировать не столь уж древнюю старину – славное путешествие извозчицкого обоза из Москвы в Питер:

 
"Что за купчики проезжали!
Что за путь не спеша держали, –
Из Москвы, говорят, да в Питер
                   Через волховские края!
Сколько раз на возах сидели!
Сколько раз у костров храпели!..
И зачем-то теперь все это
                   Повторяет песня моя...
Что за кони в запряжке были!
Что за воду из речек пили!..
Эй, скорей, гусляры, за струны!
                   Да совместно ударим в лад:
А подводы, мол, вот такие:
Всё оглобельки – золотые!
А товары – парча да соболь,
                   А купчишки – сермяжный брат.
< ... >"
 

Вообще в 60-е гг., времена расцвета и торжества так называемой "эстрадной поэзии" (Б.Ахмадуллина, Е.Евтушенко, А.Вознесенский), поэзия Тряпкина существовала сама по себе, в собственном стихийном русле, в многообразии своих ярких песенных интонаций и особенного содержания, не укладываясь ни в какие течения. Назвать ее "тихой" тоже никак нельзя:

1960 :

 
"Сколько вьюг прошумело за снежным окном,
                   За мохнатым окном!
Замело, завалило все избы кругом,
                   Все полесья кругом.

Завалило, и вновь – тишина, тишина,
                   Перебранка сорок.
И над крышей моей, как пушок волокна,
                   Закружился дымок.
И стоит он на солнце и сходит на нет,
                   И светясь и дрожа:
Что же, есть, мол, и тут и очаг, и привет,
                   И живая душа...





< ... >"
 

1961 :


"Белая отмель. И камни. И шелест прилива.
Море в полуденном сне с пароходом далеким.
Крикнешь в пространство. Замрешь.
                                               Никакого отзыва.
Сладко, о море, побыть на земле одиноким.
< ... >"

1962 :


"Чайная,
Чайная –
Место не случайное.
                     Это место всем известно
                     И у всех на виду.
                     И под Вязьмой и под Брестом
                     Я всегда его найду.
                     А в селе, селе районном,
                     В нашем царстве многозвонном,
                     На земле, земле Тверской –
                     Славен сей приют казенный,
                     Многолюдный, разбитной.
< ... >"

1966 :

СКРИП МОЕЙ КОЛЫБЕЛИ

Скрип моей колыбели!
Скрип моей колыбели!
Смутная греза жизни,
                     Зимний покой в избе.
Слышу тебя издалека,
Скрип моей колыбели,
Помню тебя изглубока,
                     Песню пою тебе.

Сколько прошло морозов!
Сколько снегов промчалось!
Сколько в полях сменилось
                     Пахарей и гонцов!
Скрип моей колыбели,
Жизни моей начало.
Скрип моей колыбели!
                     Думка моих отцов.

То ли гудок пастуший,
То ли поход вчерашний,
То ли моих кормилиц
                     Голос в ушах стоит...
Скрип моей колыбели!
Вымах отцовской шашки.
Скрип моей колыбели!
                     Звон боевых копыт.
Сколько снегов промчалось!
Сколько дождей пролилось!
Сколько опять – в коренья,
                     Сколько опять – в зерно!
Грозы прошли над миром,
Древо отцов свалилось –
И на сыновние плечи
                     Прямо упало оно.

Пусть же на тех погостах
Грустно поют свирели,
Пусть говорят на струнах
                     Ветры со всех сторон.
Пусть же послышится в песне
Скрип моей колыбели –
Жизни моей человечьей -
                     Благословенный сон.

Скрип моей колыбели!
Скрип моей колыбели!
Смутная греза жизни,
                     Зимний покой в избе.
Слышу тебя издалека,
Скрип моей колыбели,
Помню тебя изглубока,
                     Песню пою тебе.
 

Как видно, "песенность" стиха (в широком смысле слова) нередко подчеркивается не только ритмом, размером, но и структурой повтора, в том числе повторами не только отдельных строк, но и целых "куплетов".

В трогательном позднем "Романсе" (1981) в первом и последнем четверостишии рефреном звучит: "Ах, закроемся бедными шторами / И примолкнем на десять минут."

В стихотворении-заклинании "Ворожу свою жизнь" (1982) структура повтора еще сложнее, развернутее:

ВОРОЖУ СВОЮ ЖИЗНЬ...


Ворожу свою жизнь – ухожу к тем начальным пределам,
Где я рос – прорастал, распускался цветком-чистотелом.
Заклинаю строку, а в душе уголек раздуваю,
И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:

Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
Сторона ль ты моя! Луговые снега-первопутки!
Ворожба ль ты моя! Этих строк переборные струны!
Городьба ль ты моя! Из души исходящие руны!

Уплываю туда, ухожу к тем далеким началам,
Где так все хорошо и с таким все бывает навалом!
Где любые сороки поют, как заморские пташки,
Где любая труха превращается в запах ромашки.

Заклинаю строку. И в душе уголек раздуваю.
И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:
Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
Сторона ль ты моя! Луговые снега первопутки!

Не устаешь удивляться, насколько разнообразны песенные мотивы у Николая Тряпкина:

 
"За полночь беседа шла, шла, шла -
                       Да не сглазили.
 А уж если ты плясать пошла -
                       Запроказили:
Я корчагу маку дам, дам, дам -
                       Пригодилась, эх!..
Что же ты, моя корчага, пополам
                       Раскатилась, эх?"
(1968)
 

Это не "музыкально заумный" словесный авангард (по типу знаменитого хлебниковского "О лебедиво! О озари!"), а как бы имитация той исконной фольклорной песенной формы, где слова употребляются в простом значении и поется о внешне простом, сверхбанальном предмете (например, о лучине – "Лучинушка"), – но выражаемое музыкой слов и музыкой пенья гораздо богаче буквального плана – и владеющее человеком настроение передается тем сильнее и тоньше, чем проще, примитивнее этот буквальный план.

А вот иная "песня" – частушка, причем городская (1969):

ПЕСНЯ СБОРЩИКОВ ПОСУДЫ

Мы время не теряем -
                     Живем!
Посуду принимаем,
                     Берем!
Посуду принимаем,
Повсюду разъезжаем.
Лошадку погоняем –
                     Живем!

Эй, люди-человеки –
                     Эгей!
Спортсмены и калеки –
                     Эгей!
Ученые всезнайки,
Сварливые хозяки!
Взываю без утайки:
                     Эгей!

Девчонки и ребята –
                     Сюда!
Кому нужны деньжата –
                     Сюда!
Эй, вы там, в палисаде,
Пропившиеся дяди!
И все, кто в этом граде, –
                     Сюда!

< ... >
Мы люди не эстеты –
                     Народ!
Хорошие поэты –
                     На "вот"!
Давай любую сказку,
Забытую прибаску.
Старинные куплеты,
                     Гавот!

Эй, люди-пострелята -
                     Сюда!
Коль кончилась зарплата –
                     Сюда!
Работники эстрады,
Ремонтные бригады,
Герои эстакады,
                     Сюда!

Посуду принимаем,
                     Берем!
И песенки слагаем,
                     Орем!
Посуду принимаем,
Лошадку погоняем
И громко заявляем:
                     Живем!

 

Это современный городской фольклор в исполнении поэта-"деревенщика" – отсюда и лошадка; однако далеко не так все просто в незатейливой на первый взгляд песенке; здесь есть и горечь, и ерничество, потому что пресловутая лошадка – метафора. Она, лошадка, везет не только посуду, она еще "везет" и груз не признанной в официальных массолитовских инстанциях поэзии, поэзии, которой что остается от отчаяния? – пить, сдавать посуду и – чтоб с тоски не чахнуть – веселиться! Черный юмор...

Вообще, при осмыслении категории "песенности", важно иметь в виду не только структуру, но и смысл, философию, мироощущение, данные в "песенном" облике. "Песенный" лад, предстающий в необычайном разнообразии стилистики и жанров, от стилизаций до глубоко авторского и современного, тем не менее также "естественно-песенного" по ощущению, несет огромное разнообразие и богатство содержания. Чтобы представить этот смысловой диапазон, стоит лишь сравнить раннее бесхитростное, милое, фольклорологическое "Подражание песне" (1942) или "Что ж ты ива, что ж ты ивушка!" (1966) – со "Скрипом моей колыбели" (1966) (где налицо попытка связать собой времена, нащупать экзистенцию во врйменном), или с страстными, кровью сердца и желчью написанными "Стенаниями у развалин Сиона" периода загнивания "развитого социализма". В этом последнем замечательном стихотворении русская фольклорная нота и традиции русской поэзии сливаются со струей из ветхозаветного источника – давая современную поэзию высочайшего накала.

Хотя и сказано, что "живущий несравним", какие-то сравнения неизбежны, и даже необходимы для характеризации явлений. Конечно же, на память приходит другой художник этого времени, тоже народных корней – Николай Рубцов, чье творчество также проникнуто некоей "песенностью". "Песенность" Рубцова, пожалуй, задушевнее, интимнее, – но и "однотоннее". Тряпкин разнообразнее, пестрее, наряднее, фактурнее. Если сравнить голос Рубцова с гитарой романсового аккомпанемента, то тряпкинский голос уместно было бы сравнить с целым оркестром русских народных инструментов во всех его диапазонах, от тихой задушевности до веселья, до буйной плясовой. Рубцов поет где-то в компании, Тряпкин – на подмостках. Авторское начало у Рубцова – одно, это он, Николай Рубцов, в его непосредственной лиричности. У Тряпкина же авторское представлено как бы разными, многоликими "я", проецирующимися не только из сугубо внутреннего мира, но и извне, из мира народных переживаний и чаяний, открытого всем ветрам истории, в том числе и ветрам от лукавого...

В мире Тряпкина лирика уживается с эпосом, или во всяком случае с попыткой такового.


"Свет ты мой, робкий, таинственный свет,
Нет тебе слов и названия нет.
Звуки умолкли и стихли кусты.
Солнце в дыму у закатной черты." –

скорее чистая лирика. Но "Скрип моей колыбели", или "Встреча", и многие другие стихи – это уже, несомненно, попытка эпоса, хотя и проникнутого непосредственным лирическим чувством. Пожалуй, как раз этой слитной лирико-эпической нотой, окрашенной к тому же нередко в исторические и философско-метафизические тона, и обогатил Николай Тряпкин современную русскую поэзию. Этой ноты, вернее, ее эпической части, очень не хватает нам сегодня, несмотря на изощренность техники многих стихотворцев. Но конечно, это связано и с объективными причинами: индивидуализм ощущения в нашем сознании отвоевывает все большее пространство у коллективности; между тем как народ русский (что бы под этим ни понимали) все более утрачивает черты "патриархальности", упраздняя тем самым и должность своего "певца", "Гомера". Или Баяна "Слова о полку", ведь именно Баяном ощущает себя поэт, когда пишет: "Заклинаю строку. И в душе уголек раздуваю. / И на струны свои эти пальцы свои возлагаю..."

Есть также во многих "песнях" Тряпкина очень своеобразное, мало у кого сейчас находимое, торжественное начало, которое в отличие, скажем, от одического начала Державина правильнее всего было бы определить как гимновое. Сильнее всего проступает оно в произведениях о силах природы, о месте человека в природе, в мироздании. Вот эта гимновость, окрашенная в тона радостные, или в тона тревожно-напряженные, но неизменно торжественные, освящающие своей торжественностью каждый миг бытия, – еще одно достижение поэта, еще один важный вклад в современную русскую поэзию:

 
"Никогда я бродить не устану
                   Возле рек, возле рек,
И топтать-приминать на полянах
                   Первый снег, первый снег."
(1958)

"Годы промчатся, как соколы смелые,
                     Мир не устанет сиять...
Бабочка белая! Бабочка белая!
                     Кто бы родил нас опять!
(1960)
 
 
"А в наших долинах курчавится хмель,
                   Курчавится хмель.
И я проходил там – веселый, как Лель,
                   Горячий, как Лель.
Зачем же теперь я в пустыне такой
И сам проплываю, как тень, над собой,
                   Как тень над собой?"
("Мелодия высотных пустынь", 1961)
 
 
"И земля колотилась, как в начале творенья,
                   Закипала вода.
Это семужьи орды, разрывая коренья,
                   Пробивались сюда.

А над миром сияли полуночные горы
                   В полуночном венце.
Это было в Начале, у истоков Гоморры,
                   Это будет в Конце.
И созвездья, как нерест, заполняли все своды
                   У неведомых шхун.
И летел уже Месяц в закипевшие воды –
                   Изостренный гарпун."
("Песнь о великом нересте", 1970)




 

Подчеркну еще раз, что авторское начало у Тряпкина существует в противоречивом единстве именно со своеобразной "коллективностью" поэтического мироощущения. При ярко выраженном "я" – личностном, авторском начале стихов, свойственном современной русской позии со времен первых ее творцов допушкинского периода, – в стихах Тряпкина зримо и незримо присутствует еще и "мы". Это тряпкинское "мы" – особенное, оно звучит не от лица поколения (как, например, у поэтов-фронтовиков), а от лица вымирающей общности, крестьянской общины, состоящей из носителей патриархально-коллективного сознания. Певец поёт, и в этом смысле он автор своих песен; но и певцом поет, или поют. И в этом смысле он, на первый взгляд, умалившись как авторская личность, на деле возрастает, ибо выражает неизмеримо большее чем он сам – душу своего народа. Горькое, отчаянное и гордое сознание, что целый мир, величественный, неповторимый – и обреченно-неприкаянный, – уходит с его песнями, овладевает поэтом:

ПЕСНИ МОИ...

                   1.

Песни мои – это "Тихий Дон",
Сердца глухого и всплеск и стон,
Радость земли и горечь земли,
Гусли мои и цветы мои.

Песни мои – это "Тихий Дон",
Слышите ль, внуки, сей вещий звон?
Песен таких и стихов таких
Вам не сложить для сынов своих.

Песни мои – это "Тихий Дон",
Гусельный клекот моих времен,
Горечь земли и радость земли,
Гуси мои, журавли мои.
                       2.

Ай вы, гусли мои, ай вы, гуси мои,
                   Гусли-гуси!
То ли радуга-дуга, то ли в пляске луга
                   У Маруси.

То ли в пляске луга, то ли бровь дорога, –
                   Эх ты, лада!
То ли в небе журавли, то ли в море корабли
                   Для приклада.

Ах ты, песня моя! Ах ты, Пресня моя!
                   Ах ты Флора!
Дуй, пей, не робей да смотри не околей
                   У забора!"
(1980)
 




© 2001-2017 Gr.Vetrogon,   © 2001-2017 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки