ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Alexander Moiseyev (Александр Моисеев), США


1. Что бы Вы хотели рассказать о своей жизненной и спортивной биографии?

 

Вы в этот вопрос умудрились втиснуть всю мою жизнь, а точнее две жизни – в реальности и в шашках! Это два разных вопроса, но как ни странно есть один общий ответ – я типичный представитель своего поколения и своего времени, и в жизни и в спорте. Хочу обратить Ваше внимание на один любопытный и характерный факт – я пошел в школу в 1966 году, а окончил институт в 1981 году, то есть весь мой рост и становление как личности в жизни и спорте прошли в СССР при Брежневе. Это наложило отпечаток на мою карьеру и всю дальнейшую жизнь. Про мое поколение можно сказать так: по жизни – конформисты, в спорте – бойцы не на жизнь, а на смерть. Основной принцип – остаться в живых и победить, ты умрешь сегодня, а я завтра! Это качество мне очень пригодилось в дальнейшем после эмиграции, когда я начал жить здесь в Америке с 1991 г., а позднее играть в чекерс с 1996 г.

Мои жизненные вехи можно описать кратко анкетно-канцелярским слогом: родился, учился, работал, женился, уехал-приехал, дети ... ну, и так далее. К моим достижениям в этой области могу отнести: трое детей, успешная женитьба и жизнь с любимой женщиной 30 лет (годовщина была в начале марта), 30-летняя карьера программиста. Очень рад, что эмиграция и переезд за океан не вынудили меня, как многих эмигрантов, поменять свою профессиональную ориентацию.

Со спортивной биографией сложнее и уж точно шаблонной ее не назовешь! Чего тут только не намешано – и русские шашки, и стоклетки, и чекерс, и композиция. Везде старался добиться максимальных успехов, но конечно не везде удалось. Я своим детям всегда говорю – если уж занимаетесь плевками в длину, то старайтесь стать чемпионом мира! А иначе не имеет смысла тратить время. Жизнь интересна, но коротка. Я всегда был настроен на результат и победу – и в шашках, и в чекерс, и в композиции. Для меня это неразрывно связано с творчеством. Моя спортивная биография – это соревнования, титулы и победы, и в этом плане я ничем не отличаюсь от моих коллег – чемпионов мира в любом виде спорта. Имейте ввиду – для победы и по жизни и в спорте нужен «инстинкт убийцы», и кажется, он у меня есть.

 

2. Не буду повторять те вопросы, ответы на которые уже есть на сайте ТАВЛЕИ, смотрите очень интересные материалы 2004 и 2009 гг., соответственно:
https://plus.gambler.ru/tavlei/igra/person_4.htm
https://plus.gambler.ru/tavlei/igra/person_7.htm.
Были интервью и в других шашечных ресурсах Интернета. Получается, что Вы, по сравнению с другими коллегами (во всяком случае – композиторами), не обделены вниманием шашечных СМИ. Это обусловлено тем, что Вы чемпион мира в чекерс (по двум версиям: с жеребьевкой 3-х полуходов и 11х11), или здесь есть и какие-то другие причины (например, Ваша инициатива)?

 

Думаю, причина такого интереса к моей персоне – и то и другое. Сам по себе факт совмещения слабо совместимого – чекерс, стоклетки, композиция – постоянно вызывает интерес как у чекеристов, так и моих коллег композиторов и старых соратников по схваткам на 100-клеточной доске. Многие говорят, что это уникальное сочетание. Не знаю, может быть, но для меня они связаны органично. Ну и конечно мне самому интересно, чтобы и обо мне, и о чекерс было больше известно в русскоязычной шашечной аудитории.

А может быть просто натура у меня такая неугомонная – все интересно, все хочется попробовать и испытать. Может быть поэтому я так активен на Интернет-форумах ... шум, звон, трам-тарарам, интервью, шутки-подколки – это все мне нравится. Не нравится – рутина и серьезность. В жизни нет ничего серьезного (с моей точки зрения) – все игра, только ставки разные!

 

3. В 2004 году Вы возвратились в шашечную композицию после 13-летнего перерыва. Какой Вы «покинули» шашечную композицию и какой «нашли»? (Я имею ввиду тенденции, организационную структуру, отношения между коллегами и т. д.)

 

Должен Вас всерьез разочаровать – в конце 80-х мои занятия композицией были весьма фрагментарны, ни о какой серьезной работе и сотрудничестве с коллегами по цеху не было и речи. Поэтому в 1991 году перед отъездом я имел весьма слабое и расплывчатое представление о композиторах и композиции в целом, даже после почти 4-х лет составления. Переписывался с Далидовичем, показывал свои позиции Евграфу Зубову и Саше Федоруку, время от времени составлял наскоками и участвовал в соревнованиях – вот и все, что я помню сегодня о тех незабвенных временах, когда лет было меньше, а иллюзий и волос на голове больше! Так что не мне сравнивать прошлое и настоящее композиции. Это скорее вопрос старожилам и ветеранам, тем, кто в композиционном бизнесе по 30–40 лет: Цветов, Матус, Зубов, Юшкевич, многие другие; да и Вы сами можете рассказать об этом больше меня...

Конечно же, за эти годы изменилась не только композиция и люди, но и я сам и мое восприятие, поэтому сказанное ниже субъективно и с некоторыми оговорками. Мне кажется, что тогда, в 1991 году, перед моим отъездом из СССР и раньше, отношения между коллегами были более корректными и доброжелательными. Композиция была моложе, и композиторы были моложе, больше было сотрудничества с зарубежными коллегами, больше энтузиастов.

Организационная структура композиции сегодня международная, но сказать, что она намного лучше и ушла вперед по сравнению с организацией композиционного дела в СССР не берусь. Да о чем говорить, смотрите сами – сегодня Россия лидером в композиции не является. А общее число людей, увлекающихся и занимающихся композицией во всем мире, сегодня не больше, а меньше. Впрочем, Россия, в которой я никогда не жил – не единственная страна в мире.

Что же касается собственно самой композиции, то она скорее не «повзрослела», а «постарела». Люди перестали всему удивляться – новизне, красоте. Очень большая увлеченность сегодня технической стороной при составлении, а также намного сильнее сегодня желание навешать ярлыки: «это комбинация, а это позор композиции», «тихому ходу нет места в проблеме», «комбинации нет места в этюде»... ну, и так далее. Это то, что мне активно не нравится в современной композиции.

 

4. Какая основная причина или причины того, что, являясь действующим чемпионом мира в чекерс, Вы глубоко (и на удивление успешно) «втянулись» в шашечную композицию?

 

Я постоянно чем-то недоволен и не удовлетворен по жизни. Тут надо вспомнить, когда именно пришло (вернулось) мое современное увлечение композицией. А произошло это в 2004 году, после завоевания звания чемпиона мира в чекерс в 2003-м. После этого у меня появилось то, через что прошли в той или иной степени все чемпионы, – моральная усталость и частичная потеря интереса. Между прочим – это страшненькая штука, с ней не смогли справиться даже такие гении, как Фишер, Сейбрандс, Дыбман, Ван дер Вал. У них был рецидив, но временные спады в игре при завоевании в первый раз звания чемпиона мира были у всех без исключения!

Занятие композицией мне очень помогло пережить тот тяжелейший момент чемпионства, остаться в строю и сохранить форму, спортивную и психологическую. И за это ей, госпоже Композции, большое спасибо и низкий поклон!

Но есть еще и творческий момент, наслаждение и восторг, когда удается составить что-то стоящее. Практическая партия или даже победа в соревновании в целом и титулы этого не дают в полной мере. Все время хочется чего-то нового и новых впечатлений.

 

5. Понятно, что стать многократным призером чемпионатов мира по шашечной композиции без огромного таланта и определенной работоспособности невозможно. Но, видимо, у Вас есть еще какие-то секреты (или «секреты»)? Например, мне кажется, что и здесь Вам помогает «нацеленность на победу», в каком-то смысле Ваш спортивный характер. Или я не прав? Возможно, есть и какие то «профессиональные» секреты?

 

Вы знаете... нет никакой работоспособности, нет и все! Поверьте – это отнюдь не желание похвастаться – вот мол, какой я крутой, серьезно не занимаюсь, а успехи есть. Про талант вообще говорить не хочу – никто толком не знает, что это такое. Настоящей, серьезной работоспособности нет, но есть… как бы это точнее сказать… человеческий опыт и здравый смысл, профессиональный анализ ситуации. Я очень внимательно слежу за результатами проходящих соревнований в последние годы и стараюсь отлавливать тенденции и веяния, стараюсь понять – что именно нравится или не нравится судьям и составителям. Результаты этих анализов находят изменения в моем творчестве. Первое время, с 2004 по 2007 гг. я увлекался так называемыми «позициями по мотивам», где комбинация совмещалась с эндшпильным мотивом или простеньким этюдом. Тем не менее, позднее я понял, что даже лучшие позиции этого класса не могут соперничать на равных с лучшими комбинациями, и мое творчество претерпело изменения. Сегодня я стараюсь, чтобы мои композиции были зрелищны и удивляли людей. Хоть чем-то – игрой, мотивами, вариантностью. Главное – удивляли и нравились.

Есть и еще один важный момент в моем развитии и становлении как композитора – 2007 год, кода я впервые приобрел мою первую, профессиональную стоклеточную программу Kingsrow. Скажу без большой натяжки – с ее появлением мои возможности расширились до бесконечности! Профессиональный опыт общения с чекрсными программами у меня уже был к тому моменту более 10 лет, и этот опыт мне очень помог в композиции. Я не согласен с теми, кто свысока относиться к программам и их роли в композиции – мол, это уже не творчество, а ремесленничество. Глупости! Программа избавляет человека от механической работы и ошибок и роль ее в этом трудно переоценить.

Ну, и конечно же, Вы правы – у меня подход жестко спортивный, нацеленный на конечный результат. Я стараюсь составлять те произведения, которые могут победить в соревновании. Что для этого надо? Да ничего особенного – любить свой дело и составлять так, чтобы понравилось другим, то есть зрелищно.

 

6. Ваши соседи, коллеги по работе знают, что Вы – чемпион мира в чекерс? Призер чемпионатов мира по шашечной композиции?

 

То, что я чемпион мира, знают и мои коллеги по работе и соседи. То, что я занимаюсь композицией, знает только жена, даже не дети. Жена иногда видит, чем я занимаюсь на компьютере, и не очень этим довольна. Она считала (может быть и правильно), что увлечение «другой игрой», в данном случае стоклеточной композицией, отвлекает меня от занятий и работой над чекерс. Но для меня композиция – это всегда, и только, «отдушина». То, что я призер ЧМ по композиции, не знает никто; даже жена очень удивилась, когда я получил диплом ММ от ФМЖД. После этого я сказал, что уже МГ, и она сразу успокоилась (чем бы дитя не тешилось) и попросила меня известить ее, когда я стану чемпионом мира.

 

7. В своем интервью 2004 года на вопрос С.Педько «Вы бы хотели БЫТЬ профессионалом?» (имелся в виду чекерс) Вы в частности сказали: «Сейчас, после завоевания титула Чемпиона Мира, я занялся этой проблемой (поиск спонсоров) всерьез. Получится ли что-нибудь из этого? Поживем – увидим.» Так получилось ли? Если нет, есть ли у Вас еще иллюзии насчет этого?

 

На этот вопрос отвечу кратко, потому что хвастаться нечем:

а) Нет, не получилось раскрутить чекерс, найти спонсоров, поднять эту игру на соответствующий уровень уважения в Америке и во всем мире. Одна из проблем в том, что этим (раскруткой и популяризацией) должны занимать профессионалы. Я же вынужден каждый день работать от 9 до 17, зарабатывать мой месячный чек, платить долги и эту адскую машину я не могу остановить ни на минуту. Если бы у меня были «в запасе» хотя бы 6–12 месяцев, чтобы я мог заниматься только этим, наверное все было бы по-другому. Поэтому иногда по-прежнему покупаю лотерейный билетик…

б) Да, иллюзии у меня сохранились! Надежда уходит последней. Я и сегодня не считаю это фантастической и нереальной затеей, и это главное.

 

8. У Вас два сына и дочь. Если судить по материалам о Вас, а также по Вашим собственным текстам, у Вас хорошая семья, хорошие дети (и взрослые они нам дети…). Вы получили хорошее образование, насчет работы, кажется, у Вас тоже все нормально (работаете ли по-прежнему программистом?). В общем, довольны ли тем, как сложилась Ваша жизнь, или посещают мысли – что-то можно (и нужно) было сделать не так? И составляете ли более–менее радикальные планы на будущее?

 

Программистом пока еще работаю, уже больше 30 лет – 10 лет в СССР и 20 лет в Америке. Но если честно, то несколько лет назад появилась некоторая, скажем так, «моральная усталость», и я вполне серьезно сегодня рассматриваю возможность в ближайшее время смены профессии. Я совершенно не удовлетворен своей жизнью и считаю, что многое сделано не так и могло быть сделано лучше, а многое не сделано вообще. Наверное, это моя черта характера – постоянная неудовлетворенность и поиск чего-то нового или возможность улучшить сделанное. В частности, я с очень большой неохотой в последнее время публикую в Интернете свои позиции, потому что все время кажется, что можно что-то еще сделать, изменить, доделать, «докрутить».

Совершенно не окончен «бизнес» с детьми. Шутливая русская поговорка говорит, что хорошие родители должны довести детей до пенсии! У Миши (ему в апреле исполнилось 29 лет) совершенно отсутствует спортивный момент и «инстинкт убийцы», по характеру он ученый, а не боец, у Павлика (16) очень занижена самооценка. Больше всех похожа на меня Клара (13) и это меня, честно говоря, пугает. У нее будет нелегкая жизнь – максималистка, сплошные нервы.

Совершенно не закончен также и бизнес с чекерс – там и конь не валялся! Требуется раскрутка, о чем был Ваш предыдущий вопрос. Я говорил об этом 10 лет назад, говорю и сейчас. Короче, жизнь продолжается, все нормально, пока еще есть силы и – главное! – желание что-то сделать.

Например, вот сейчас просмотрел еще раз текст нашего интервью, вопросы и ответы, и остался недоволен – многое не сказано и недосказано, многие вопросы не заданы и ответы тоже могли бы быть лучше, полнее и точнее.

 

7. С какими двумя лучшими своими композициями Вы хотите нас познакомить?

 

Дальше >>

© Algimantas Kačiuška, 2012





© 2001-2012 Gr.Vetrogon,   © 2001-2012 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки