8 марта - рудимент советской эпохи
Священник Андрей ДУДЧЕНКО
Приближается день 8 марта, который в нашем светском календаре до сих пор по традиции называется «Международным женским днем». В этот день мы освобождаемся от работы, а наши «прекрасные половинки» ожидают от нас знаков внимания, цветов и подарков. Такова традиция. Мы радуемся празднику, не особенно вникая в его смысл. Однако, проходит время, смысл праздника окончательно выветривается, и мы, православные, спрашиваем себя: что, собственно, мы праздновали, и почему именно 8 марта?
Идеологического обоснования этого празднования в официальной пропаганде никогда не было. Интересное объяснение этой загадки выдвинул диакон Андрей Кураев в своей статье «Можно ли не праздновать 8 марта?». Статья вызвала яростную полемику.
Отец Андрей полагает, что в данном случае мы, «приглашенные на праздник», отмечаем вовсе не то, что на самом деле празднуют инициаторы. Праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами. Этот праздник на заре революции газета «Правда» называла «днем женского Рабочего Интернационала». 8 марта задумывался вовсе не как день Прекрасной Дамы, но - эмансипированной женщины-революционерки (напомним читателю, что советская идея «равенства полов», популярная сегодня и на Западе, привела у нас к появлению такой «женской» профессии как асфальтоукладчица). Но почему же именно восьмое марта, а не, скажем, первое?
Внимательно присмотревшись к портретному ряду создателей «нового мира», о. Андрей Кураев замечает, что коммунистический Интернационал был на редкость мононационален. Представим себя на месте Клары Цеткин, которую о. Андрей считает еврейкой (на самом деле она была арийской немкой). Для нее, считает о. А.Кураев, вполне естественны были ассоциации с историей еврейского народа, и посему, когда партия сказала: «Надо придумать женский праздник», Клара ответила: «Есть», и вспомнила об Эсфири, которая спасла свой народ от власти жестокого тирана. В иудейской традиции Эсфири посвящен самый веселый праздник года - Пурим, празднующийся как раз на стыке зимы и весны. В 1909 г. подвижный праздник Пурим отмечался накануне 8 марта.
Мы не будем излагать сейчас историю царицы Эсфири, она подробно описана в одноименной книге, входящей в состав Библии. Праздник Пурим - праздник в честь избиения врагов. Ветхозаветный народ, народ «жестоковыйный», с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. Но поскольку, по словам апостола Павла, «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16), нам следует крайне взвешенно и осторожно подходить к оценке лиц, описанных в библейских повествованиях.
Но необходимо помнить, что царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова). И это вполне объяснимо: ветхозаветный человек еще не вырос до Евангельских норм. Мы ни в коем случае не отвергаем Книгу Эсфири, но и не считаем, что сейчас следует буквально копировать то, что было необходимо тогда для сохранения Израиля и веры в единого Бога.
Жесткие методы борьбы были в почете у идеологов «диктатуры пролетариата». Ветхозаветная кровожадность продолжила свою жизнь в годы революционного лихолетья, и это о. Андрей считает одним из оснований для отождествления празднования 8 марта с Пуримом.
Примечателен и праздник 23 февраля, который о. Андрей также увязывает с Пуримом. Дело в том, что приход к власти в России большевиков повлек за собой перемену календаря. При этом 8 марта по новому стилю пришлось на 23 февраля по старому. Это вполне объясняет близость «женского» и «мужского» дней в советском календаре. Позже, через несколько лет после объявления 23 февраля праздничным днем, был создан миф о «дне Красной Армии» (1922), а в 1917 году 7 марта «Правда» писала о том, что «пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника». Кроме того, 23 февраля ознаменовано одним из самых позорных дней в истории России - в этот день в 1918 г. ЦИК Совнаркома принял условия «Брестского мира», что фактически означало капитуляцию России в Первой мировой войне и превращение войны с внешним врагом в войну гражданскую, против собственного народа.
Основатели Советского государства были воинствующими безбожниками, и вряд ли руководствовались бы иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для «женского дня». Творцам «социалистического отечества» нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Православию и Таинствам Церкви. Советские традиции - жуткая пародия на религиозную жизнь, фальшивка, утопическая пустышка. Но все же создателям этой грандиозной подмены нельзя отказать в изобретательности: партия вместо Церкви, труп вождя вместо Живоносного Гроба Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов и т. п. Вместо почитания Пречистой Матери Божией люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен «женский день», так удачно вписавшийся в советский календарь. В самом деле, трудно было выбрать лучшее время для «празднования», чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.
Вероятно, сама идея женского праздника и возможна. Тем более, что наши современники не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Конечно, от подарков не стоит отказываться. Не нужно обижать отказом тех, кто вспомнит в этот день о вас. Но, тем не менее, эту странную дату не стоит воспринимать как праздник. Нам стоило бы держаться собственных традиций, тем более что в Православной Церкви второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жен-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мертвых. Задумаемся о том, каков наш идеал: эмансипированная мужеподобная революционерка или же заботливая и чуткая жена-христианка? Вряд ли кому импонирует первый тип. И если так, то давайте помнить, что наших жен и матерей, сестер и коллег мы в свое время сможем поздравить с их настоящим праздником, когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А еще лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни.
Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи - это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.
Опубликовано 28.02.2002. Публикуется с разрешения автора, источник - сайт "Киевская Русь"
https://www.kiev-orthodox.com/.
Комментарий вебмастера
Приходится сожалеть о том, что для разговора о светских и православных традициях и праздниках уважаемый священник избрал пересказ статьи идеолога национал-богословия в Русской Православной Церкви г-на Кураева *). Но и в таком, якобы очищенном от "излишнего" национализма виде, вышеупомянутая претендующая на научность (!) публикация таковой, естественно, не стала. И чтобы читатель не принял "интересное объяснение диакона Кураева" за чистую монету, обратимся к статье-первоисточнику.
Вся ее "научность" сводится к фразе (цитирую Кураева): "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта..." Но еврейский календарь - лунно-солнечный, в отличие от нашего солнечного. И не нужно даже быть астрономом, чтобы понять, что периодическое совпадение некоторой даты нашего календаря с любой из "соседних" дат (в пределах продолжительности лунного цикла) календаря еврейского действительно возможно.
Здесь и далее г-н Кураев мастерски пользуется приемом риторики: высказывает малообоснованное предположение ("возможно..."), которое двумя фразами ниже уже сомнениям не подвергает. Или сплошь и рядом подтасовывает и замалчивает факты, не укладывающиеся в заданную схему. Так, в той же цитате, решение "начать праздновать женский день 8 марта" считается фактом, но умалчивается о том, что первоначально (после предложения, выдвинутого Кларой Цеткин на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток), в 1911 г., женский жень отмечался 19 марта, а на 8-е был передвинут только в 1914 г.
Впрочем, два из краеугольных камней конструкции г-на Кураева священником А.Дудченко уже опровергнуты:
- пропавший "еврейский след" у Клары Цеткин
Информация к размышлению: Клара Цеткин, в девичестве Эйснер, истинная арийка, характер нордический. В порочащих связях не замечена... |
- воинствующим революционерам ничего не стоило создать праздник на пустом месте, не обращаясь к религиозным мотивам (вспомните праздник 9 Термидора у французов)...
Что касается проблемы заимствования православием нехристианских традиций - это вопрос особый (вспомните масленицу)...
Нельзя отрицать того, что имидж праздника 8 марта за советское время потускнел. Но и в возможность православной "замены" праздника всех женщин верится с трудом - во все времена христианству было присуще женоненавистничество. Точнее, на одну библейскую фразу о том, что “женщина равна с мужчиной перед Богом”, приходятся тома поучений о “порочности женщины”, “сосуде греха” (Златоуст и Co), “смиренном принятии девушкой любви юноши” и т.д. Так что пусть Женский день остается праздником светским!
В заключение приведу еще одну цитату из Сети: "То, что Кураев умудрился притянуть Пурим к 8 марта, никак не доказывает того, что человек празднует не то, что он хочет праздновать. Что у этого праздника есть сокровенный, тайный смысл. В конце концов, смысл в праздник вкладывают те, кто его празднуют, а с чем он совпал когда-то или мог совпасть – вопрос десятый". (Zilber aka Hawky Hawky@windoms.sitek.net).
Так что, с праздником 8 Марта Вас, наши дорогие милые женщины! Видит бог, вы достойны лучших подарков, чем эта статья!
Сергей Педько
*) Именно на публикации оригинальной статьи Кураева первоначально
настаивал редактор сайта Г.Ветрогон, но пока я здесь вебмастер, шовинистам любого толка места на сайте не будет.