К.С.Льюис. Чудо. Фрагменты из трактата
Трактат "Чудо" написан в 1933 г., переработан в 1960 г. На русском языке впервые опубликован в Собрании сочинений К.С.Льюиса в 8-и томах - М., Библия для всех, 2000 г., том 7.
"Я смерти не искала, верьте
Он *) сам увез меня с собой
А в экипаже, кроме смерти
Бессмертие со мной."
Эмилия Дикинсон
*) В английском языке "смерть" - существительное мужского рода.
Необходимая преамбула
Григорий ВЕТРОГОН
Перед Вами - не конспект одного из лучших трактатов Льюиса, но и не произвольные выдержки. Когда я читал апологетический трактат "Чудо", то для себя делал выписки из льюисовского текста - для последующего осмысления и использования в своей статье "Антропный принцип - видимый след Творца", которую я планирую завершить в этом году и поместить в разделе Культура и наука.
Но потом решил, что эти записки имеют и самостоятельную ценность, так как они достаточно интересны сами по себе, и дают более-менее верное представление об этом произведении К.С.Льюиса, единственный перевод на русский язык которого представлен только в указанном Собрании сочинений.
Кстати, у Льюиса нет приведенного выше стихотворения Э.Дикинсон. Просто эти строчки сопутствовали мне, когда я читал его трактат "Чудо" и делал выписки.
Но у Льюиса трактат "Чудо" предваряется другим, не менее прекрасным эпиграфом -
его собственным стихотворением:
"Среди холмов метеорит |
Она с небес спустилась вниз, |
Возможно, есть и другие природы, кроме нашей. Не надо путать это с так называемой "множественностью миров",
то есть с представлением о том, что в пространстве и времени существует множество Вселенных, вроде островов.
Другие природы могут вообще не знать пространства и времени, или их пространство и время никак не связано
с нашими. Именно это отсутствие связи и позволяет нам называть их разными природами. Связь у них есть,
но совсем иная: они произошли от одного внеприродного Начала.
* * * * *
Учение, объясняющее все на свете, но не дающее оснований верить в наше мышление, не объясняет ничего.
* * * * *
Затем идут тонкие рассуждения о гносеологии, хотя такого термина у Льюиса нет - он старается писать понятно, для большинства людей.
Всякая теория, которая пытается полностью объяснить процесс мышления, исключая все внешнее, утверждает, в сущности, что мы рассуждать не можем.
Далее следует гениальная догадка о вакууме, который является основой природы.
Вне природы - "субприродное", и как раз оттуда питаются все события и тела. Если существует люк вниз,
может быть и чердачное окно, а события могут подпитываться и сверху.
* * * * *
Для нас разум Божий - старше природы, и ему природа обязана той упорядоченностью, из-за которой мы и можем познавать. Для нас человеческий разум, познавая, освещается разумом Божиим.
Разум дан нам раньше природы, и вся наша концепция природы зависит от него!
Природа - вся в дырках, она как бы перфорирована внеприродным.
По отношению к природе разум действует и существует сам по себе.
* * * * *
Наш разум - не единственная внеприродная реальность. Он не приходит ниоткуда. Каждый отдельный разум входит в природу из внеприродного, и каждый уходит корнем в вечное, самостоятельное, разумное Бытие, которое мы зовем Богом. Каждый - как острие копья, как передовой отряд внеприродного в природном.
Именно разум - место встречи Бога и природы.
Образ копья неверен, разум не оружие; скорее он - луч, освещающий тьму.
* * * * *
Бог сотворил природу. Только этот взгляд и сообразен с тем, что природа не столько разумна, сколько умопостигаема - любые события во времени и пространстве поддаются разуму. Даже акт творения не предъявляет нам неразрешимых трудностей, в нашем сознании тоже есть что-то отдаленно похожее.
Строго доказать сотворение мира труднее, чем бытие Бога.
Вот для этого и нужен Антропный принцип !
* * * * *
Разум и нравственность в нашем сознании - те самые точки, где внеприродное входит в природу, используя условия, которые природа предлагает. Если условий нет, внеприродное войти не может; если условия плохие, войти ему нелегко.
Различные и сложные условия, при которых являются нам нравственность и разум,- изгибы границы между природным
и внеприродным.
* * * * *
Вера в чудеса возможна лишь постольку, поскольку существует знание.
Когда человек, воспитанный в ложном христианском духе, занявшись астрономией, поймет, как величественно
безразлична к человеку почти вся реальность, и, возможно, утратит веру, он может именно тогда испытать впервые
поистине религиозное чувство.
* * * * *
В одном смысле законы природы покрывают всплошную наше пространство и время, а в другом - остается весь
реальный мир, непрерывный поток фактов и событий, составляющих действительность. Поток этот течет не из законов.
* * * * *
Творя чудеса, Бог не меняет распорядка, которому подчиняются события, а подбрасывает ему новое событие.
Чудо не беспричинно и не лишено последствий. причина его - Бог, последствия идут по законам природы.
Тяготение к связности всего сущего не исключает чудес, но помогает нам лучше их понять. Чудеса должны,
как и все на свете, являть нам гармонию всего сущего. Чудо врывается в естественный ход природы, но оно лишь
подтверждает единство действительности на каком-то более глубоком уровне. Если внеприродная сила как-то меняет то,
что мы зовем природой, значит, в самой сути природы заложена возможность таких изменений.
* * * * *
Природа - это природа. Не презирайте ее и не чтите; просто взгляните на нее. Если мы бессмертны, а она - нет, нам будет не хватать этой робкой и наглой твари, этой феи, крикухи, великанши, глухонемой ведьмы.
Однако и она спасется. Суета и тщета - болезнь ее, а не суть. Она излечится, но останется собой.
Мы узнаем нашу старую врагиню, мачеху, подругу - и обрадуемся ей.
* * * * *
Христианское богословие и квантовая физика куда сложнее, суше, неприятнее (чем пантеизм и демокритовская теория атомов - Г.В.), нам с ними труднее.
Так всегда бывает, когда дух истинного познания прорежет наши безответственные мечты. Не ждите от Шредингера Демокритовой ясности - он слишком много знает.
Не ждите от св. Афанасия Великого легкости Бернарда Шоу - он тоже знает слишком много.
* * * * *
И пантеист, и христианин считают, что Бог выше личности, но мы имеем в виду, что у Бога есть определенная
структура, которую мы никогда не угадаем сами, точно так же, как никакое изучение квадратов не поможет
вообразить куб. Во всяком случае, в Боге - три Лица, как в кубе - 6 квадратов, хотя куб - одно тело.
Нам не понять такой структуры, как не понять куба плоским существам. Но мы хотя бы понимаем наше непонимание,
а пантеист, говоря, что Бог "выше личности", мыслит его ниже, как если бы плоское существо представляло себе
куб в виде линии.
* * * * *
Источник бытия - не принцип и не умозрение, не "идеал" и не "ценность", а поразительно, невероятно конкретный факт.
* * * * *
Даже наша любовная страсть - это транспонированная в минор животворящая радость Господня. С точки зрения языка
мы говорим о Нем метафорами; на самом же деле наши физические или психические энергии - лишь метафоры
Истинной Жизни. Богосыновство объемно, наше здешнее сыновство - его проекция на плоскость.
* * * * *
Люди становились учеными, потому что они ждали от природы закона, а ждали они его потому, что верили в Законодателя.
* * * * *
Доктрина о грехопадении ангелов приносит великую пользу в духовной жизни человека, а, кроме того, не дает нам по-детски ругать природу или по-детски хвалить ее…
И ангелы, и люди смогли согрешить потому, что Господь даровал им свободную волю, поделился с ними
Своим всемогуществом. А сделал он это потому, что в мире свободных, хотя бы и падших существ, можно создать
радость и славу, какой не вместит мир праведных автоматов.
* * * * *
Искупленное человечество прекрасней, чем непадшее, оно прекрасней всех непадших космических рас.
Чем больше грех, тем больше милость; чем глубже смерть, тем выше воскресение. В этой славе возвысятся все твари,
и те, кто никогда не грешил, благословят Адамов грех.
* * * * *
Христианская доктрина была бы нелепой, если бы нынешние отношения между духом и природой были совершенно ясны и четки.
Но они такие странные, что только привычка примиряет нас с ними и только христианство объясняет их.
Дух и природа ведут войну, но роли их разные. Природа, обуздывая дух, мешает ему; дух, обуздывая природу, ей помогает. Когда же мы допустим, что дух с организмом - в ссоре, мы сразу получим подтверждение оттуда, откуда и не ждали…
Если мы согласимся с христианством, что человек был некогда един, а нынешнее разделение неестественно,
все встанет на место.
* * * * *
Чудо Воплощения и Смерти Господней, не отрицая ничего, что мы знаем о природе, пишет комментарий к ней, и неразборчивый текст становится ясным.
Или по другому.
Чудо - это текст, природа - комментарий. Наука - лишь примечания к поэме христианства.
* * * * *
Доктрина Воплощения прокладывает ходы в глубине, там, где сокрыты наши "задние мысли" и настоящие чувства. Она ничего не скажет тому, кому еще кажется, что все из рук во плохо, или все в порядке. Час ее приходит, когда очевидные доктрины не так и очевидны.
Было ли само Чудо - собственно, вопрос исторический. Но, обратившись к истории, мы захотим не тех
доказательств, которые нужны для подтверждения чего-нибудь невероятного, а тех, какие нужны нам, когда мы
уже верим в предмет нашей веры, который расставляет все по местам, объясняет и смех наш, и разум, и страх
перед смертью, и почтение к почившим, и собирает воедино тысячи рассыпанных фактов, которое ничто иное
не могло бы собрать.
* * * * *
Миф - это реальный, но, так сказать, несфокусированный отсвет Божией правды в человеческом воображении.
* * * * *
Если бы наука доказала "бессмертие души" и показала при этом, что воскресший Христос был именно загробным пришельцем, христианству бы это принесло не славу, а вред…
Просто бессмертие безразлично христианству.
* * * * *
И в заключение.
Чудо и мученичество идут по одним дорогам; а мы по ним не ходим.