ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки

Через Космос - к Небесам

Если бы нам удалось хотя бы для одного процента читателей
сменить понятие Космоса на понятие Небес,
это было бы неплохим началом.
Клайв Стейпл ЛЬЮИС

Григорий ВЕТРОГОН

Основной христианский вектор "Через избавление от грехов - к Вечной Жизни" направляет жизнь многих людей. Но бытийственная сущность этого девиза во многом остается непроясненной. И для каждого индивидуального сознания возникает проблема первородного греха, и, как следствие грехопадения, проблема добра и зла. Безусловно, это вечные проблемы, не поддающиеся рациональному решению. Как признался Лев ШЕСТОВ в письме к Мартину БУБЕРУ:

- Мне не вполне ясно, как вы понимаете библейское сказание о грехопадении. Мне кажется, что Вы, как Киркегор, могли бы сказать: "Я не могу связать определенной мысли с библейским змием".

И далее:

- Чем старше я становлюсь, тем больше я чувствую, что в библейском сказании о грехопадении нам открывается чрезвычайно важная и глубокая истина. Но власть змия над нами столь велика, что мы не в состоянии воспринять эту истину.

В человеке существует изначальное стремление вверх, к преодолению своей тварной природы, к Свету и Духу. Вот это духовное начало в человеке является основным свидетельством Божьего присутствия в мире. Но если Бог всеблаг и всемогущ, как же Он допустил наличие зла в мире? Эта детская, вульгарно-материалистическая "претензия" к Богу существовала всегда. Но вот что пишет архиепископ Иоанн Сан-Францизский (Дмитрий Шаховской) [Избранное. - г.Петрозаводск: Святой остров, 1992г.]:

"Злую волю терпит не благословляющая, а допускающая воля Божья - ради наиболее яркого выявления отвратительности зла перед потемненным сознанием, ради научения нечуткого человека ценностям высшим, ради спасения мира от зла. Не благословляет Творец это болезненное искажение Им созданной гармонии жизни, но допускает его, с целью промыслительной для человека, с целью исцелить искажение духовное в людях. "Победы" зла допускаются Богом ради обнаружения зла и чтобы оторвать сердце человеческое от пристрастия к быстропереходящим неистинным ценностям мира… Создав человеческую свободу, Творец допускает наше своеволие. Выбор между добром и злом только допускается Богом, а выбор человеком Божьей правды благословляется. И в этой именно борьбе внутри самой свободы выявляется сущность человека".

Решению онтологических и экзистенциальных проблем человека и окружающего его мира и посвящено аллегорическое творчество английского мыслителя Клайва Стейпла ЛЬЮИСА.

Книги Льюиса относятся к древней традиции христианской апологетики.

Апологии- это открытые письма христиан - интеллектуалов римским императорам, преследовавшим Церковь.

Как сказано в предисловии к "Космической трилогии" К.С.Льюиса ("За пределы безмолвной планеты", "Переландра", "Мерзейшая мощь"):

"Льюис подлинно апологичен, ибо он адресуется к читателям враждебным. Он почтителен, развлекателен. осторожен…"

Похожее мнение мы встречаем во вступительной статье к другим (богословским) произведениям Льюиса:

"Строгий, взрослый Льюис тоже лишен важности и тщеславия, но он обращен к иным людям, живущим на другой ступени лестницы, ведущей прочь от веры и нравственности…"

В связи с явной апологетичностью Льюиса многое в его книгах как бы недоговорено и нуждается в более пристальном внимании. Например, его знаменитые "Хроники Нарнии", выпускаемые массовыми тиражами, в принципе непонятны без религиозного наполнения: их можно читать как увлекательные сказки для детей, но ведь там есть и второй смысловой пласт, за ним - еще один и т.д. Вот эта вложенность смыслов, характерная для всех талантливых произведений, относится к творчеству К.С.Льюиса в наибольшей степени.

* * * * *

Казалось бы, что изменилось в мире с приходом Иисуса Христа?

На первый взгляд, все осталось, как прежде. Остается постулирование первородного греха, и остаются в силе заповеди Моисея. И в то же время возникло нечто новое, что и позволило человеку заключить Новый завет с Богом. В чем же состоит та благая весть миру, с которой сошел на землю Сын Божий?

Изначальная греховность человека как следствие грехопадения перволюдей - это естественное следствие природного порядка вещей.

Но ведь так было не всегда! И такой порядок не вечен!

Одно из того, что верующие узнали от Христа - что и природный мир, и природный человек - преходящи! Как изящно заметил другой английский писатель - Гильберт Кий ЧЕСТЕРТОН:

"Все вселенские религии основаны на том, что Природа - наша мать. Христианство же говорит, что природа нам не мать, а сестра, даже сестричка - любимая и немножко смешная. Мы вправе гордиться ее красотой, и Отец у нас один; но она над нами не властна, и, восхищаясь, мы не должны ей подражать".

То есть принципиальное отличие христианства от всех восточно-азиатских религий и культов заключается в отсутствии преклонения перед Природой (Космосом) и - эсхатологически - в преодолении существующего порядка вещей, основанного на смерти и дурной бесконечности поколений.

Христианство указывает на следующий путь человека и мира: Божественный Эдем - природный (космический) порядок - Царствие Небесное (вновь открытое нам после Воскресения Христа). Или, по Клайву ЛЬЮИСУ- эволюция от Космоса к Небесам.

В "Космической трилогии" К.С.Льюиса четко прослеживаются различные проекты Божественного устройства мира, то есть потенциальное осуществление этой эволюции.

Вот, например, его первый роман "За пределы безмолвной планеты", в котором рассказывается о реализации другого Божественного проекта, отличного от жизни на Земле.

На Малакандре (планете Марс) существует тот Божий мир, который Творец изначально утвердил и на Земле. Но с одним существенным отличием - там человека нет. Есть три разумные расы (хроссы, сорны и пфифльтригги), мирно сосуществующие друг с другом. У каждой расы своя экологическая ниша, своя этика и пр. "Каждый из них для другого - одновременно и то, что для нас человек, и то, что для нас животное".

Нет никакого поедания друг друга - на всех уровнях. Хотя смерть и существует, но без той трагической безысходности, которая свойственна лишь человеку. Жизнь на Малакандре протекает в полном соответствии с Божьми установлениями и законами. И главное, там нет, и быть не может грехопадения!

Почему?

В романе Льюиса в аллегорической форме просвечивают две причины. Для их прояснения обратимся к истории первородного греха на Земле.

Грехопадение Адама и Евы явилось следствием их свободного выбора. Но не только! Ведь на возможность этой свободы надо было еще указать! Бог просто запретил вкушать плоды с запретного древа познания добра и зла. Это был абсолютный запрет, и все. Но искушение Евы начинается с льстивых увещеваний змия:

"Откройте глаза ваши, и будете как боги, знающие добро и зло".

Таким образом, не было бы лукавого змия - не было бы и падения. И потому грехопадение перволюдей- это не только следствие дарованной им Божественной свободы, но и следствие грехопадения части ангелов (ведь дьявол, принявший в Эдеме образ змия - предводитель падших ангелов, или бесов).

И негласное пари (а может, и явное, кто знает!), которое Бог заключил с дьяволом, Он, увы, проиграл.

Настолько Бог возлюбил созданного Им человека и поверил ему (ведь в человека, и только в человека Он вложил часть самого себя), что позволил дьяволу попытаться соблазнить его - ведь это была главная проверка своего создания "на прочность"; не зря же искушение является одной из центральных тем в Ветхом Завете (например, история библейского Иова). Ведь если бы не было искушения, то не было бы и человека, а лишь очередная зверюшка в Божьем "зоопарке". Другое дело, что человек совершенно не обязан был поддаваться соблазну - наоборот!

Увы, человек оказался слаб и в силу дарованной ему свободы сделал свой выбор - таким образом в мире возникло зло.

Но, с другой стороны, этот выбор метафизически был неизбежен: выбор природного порядка вещей как второй ступени развития мира от Космоса к Небесам. Ведь библейский Эдем, являющийся первой ступенью этого развития, не является точным идеалом грядущего преображения мира. Как писала Светлана СЕМЕНОВА в своей книге [Тайны Царствия Небесного.- М.: Школа-Пресс, 1994г.]:

"В Эдеме человек был в определенном смысле природным существом. Богом ему было предписано плодиться-размножаться, питаться растительной пищей, покорствовать всей твари, будучи совершеннее ее, но и обладая какой-то общей с ней счастливой животной бессознательностью (раз не сознавал человек до грехопадения добра и зла)".

Но грехопадение свершилось, и Бог изгнал Адама и Еву из Рая, ибо, пав и разорвав свою связь с Богом, человек уже не мог безболезненно находиться в Его Царстве. Господь создает человеку мир, в котором тот может жить и может исцелиться от вошедшего в него греха и смерти. Отсюда начинается история человека, подверженного природному (космическому) порядку вещей. И первым фактом этой природной истории было убийство Каином брата своего Авеля...

Как только человек пал, тотчас, по первому роману К.С.Льюиса, очертил Бог вокруг Земли невидимую сферу и заключил внутри нее греховное человечество, а также дьявола со всем сонмом падших духов, или бесов. Таким образом, возникла четкая граница между Космосом, заключенным внутри этой сферы, и находящимися снаружи Небесами. Потому Земля и является, по Льюису, безмолвной планетой - ведь она отделена от Божественных Небес непроницаемой завесой.

В этом и заключается суть проблемы богооставленности, столь часто возникающей как в индивидуальном сознании, так и в метафизической истории человечества.

Таким образом, эта сфера (какая глубокая мысль Льюиса!), являющаяся границей между Космосом и Небесами, как раз и отделяет наш природный мир с его изначальным злом и смертью от Божественного мира с его нетленной Красотой и Полнотой.

Теперь вернемся к роману Льюиса "За пределы безмолвной планеты" и попробуем ответить на поставленный выше вопрос - почему на Малакандре нет грехопадения.

Ответ теперь ясен. Ведь Малакандра находится на Небесах, по ту сторону сферы, разделяющий два мира - тварный космический и нетленный небесный. И потому три расы, населяющие эту планету , просто некому искушать- ведь дьявол оказался заперт внутри Космоса и сам по себе прорвать Божью завесу не может. Однако существует и другая причина отсутствия грехопадения на Малакандре. Бог создал там три вида разумных существ. Но все же чего-то Он им не додал! Вдохнул и жизнь, и разум, но самого сокровенного - частицы Собственного огня - не дал! Все эти три расы живут без того высокого Божественного Духа, что как раз и отличает человека от других существ и приближает его, несмотря на грехопадение, к Богу. Не зря же жители Малакандры считают себя хнау (и не только себя, но и пришельцев-землян), а эльдилы и Малельдил (Бог и ангелы) хнау не являются. Но ведь человек-то - не только хнау, но и часть эльдила! Пожалел Бог жителей Малакандры, помня о катастрофе человека на Земле. Ведь Малакандра является копией библейского Эдема, и жизнь жителей этой планеты в определенном смысле является счастливой.

Таким образом, вторая, не менее важная причина отсутствия грехопадения на Малакандре заключается в отсутствии у "тамошних" жителей Божественного Духа (Божественной свободы).

* * * * *

Центральная христианская мысль - грехопадение как следствие человеческой свободы - составляет основу и другого произведения К.С.Льюиса - цикл повестей "Хроники Нарнии" (1950-1956).

В Нарнии были не только говорящие. а, значит, мыслящие животные, но и люди, обладающие Божественным Огнем.

Однако эту искру Лев Аслан (Бог) вдохнул в них не сам непосредственно, а через детей. Именно - через детей! Почему?

Вспомним запрет появляться в Нарнии детям старше определенного возраста: им разрешалось не более двух посещений, за исключением самой младшенькой - Люси. Это было сделан в прямом соответствии с заповедями Иисуса Христа:

"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное",

"Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него".

Ведь только дети, с их чистотой сердца. наименее подвержены первородному греху.

И Божественную искру жители Нарнии получили именно от первых своих королей - детей Питера, Люси, Эдмунда и Сюзанны. А после выполнения главной миссии дети вернулись обратно в свой мир, предоставив Нарнии развиваться своим путем. Алев Аслан самим фактом своего присутствия лишь немного корректировал это развитие. И не случайно - проходило время, и при принципиальных поворотах истории Нарнии туда засылались другие дети, именно для подпитки Божественной энергии, которая без них начинала истощаться и угасать.

И так вплоть до самого финала - Апокалипсиса (последняя повесть "Последняя битва"). Только Сюзанна, к сожалению, не вернулась в преображенную Нарнию - ведь она не сумела сохранить себя….

Безусловно, этими краткими замечаниями не исчерпывается богатство и глубина "Хроник Нарнии". Но, чтобы читатель по-новому взглянул на эту вещь (да и просто прочитал ее!), достаточно и сделанных комментариев *).

Вернемся к "Космической трилогии" Льюиса - к романам "За пределы безмолвной планеты", "Переландра", Мерзейшая мощь".

* * * * *

Жизнь на Малакандре (Марсе) - второй (после Земли) проект Бога. Этому был посвящен первый роман трилогии "За пределы безмолвной планеты".

И, наконец, следующий (третий и последний!) проект жизни во вселенной - жизнь на Венере. Этому посвящен второй роман трилогии - "Переландра". На Переландре (Венере) Бог создал новых Адама и Еву - Короля и Королеву по Льюису. И вдохнул в них ту Божественную искру, которая отсутствовала в жителях Малакандры.

И практически сразу же начинается искушение Королевы - именно по тем двум причинам, по которым происходило искушение Евы на Земле, и по же причинам, по которым это было невозможно на Малакандре, а именно:

- есть кого искушать: Королева в силу дарованной ей свободы может выбирать,

- есть кому искушать: на Переладре появился дьявол в облике Уэстона.

Но позвольте! Как лукавый оказался на этой планете? Как сумел он пробить космическую завесу, положенную Богом? Или Бог оказался не столь всемогущим и дьяволу удалось одержать хоть и временную, но победу? И здесь Льюис продолжает развивать (совершенно гениально!) одну из основных христианских концепций, которая была положена в основу первого романа "За пределы безмолвной планеты", и затем получила окончательное разрешение в третьем, апокалиптическом романе "Мерзейшая мощь".

Сам по себе дьявол бессилен что-либо сделать. Потому и ведется извечная борьба за души людей. что лишь посредством людей дьявол может бороться с Богом (не зря ведь сказал Ф.Достоевский, что полем этой битвы являются сердца людей). Ведь у человека есть та частица Бога, которая позволяет ему не только тянуться вверх, но и вести прямую борьбу против Бога (вспомним битву с Богом ветхозаветного Иакова).

Таким образом, дьявол сам по себе за пределы Космоса выйти не может. А вот человек и может, и должен преодолеть эту преграду!

Через Космос - к Небесам!

Человек обладает творческой энергией (искрой Божественного огня), которая способна преобразовывать и в итоге (с Божьей помощью, разумеется) преодолеть тот природный космический порядок, в котором он, человек укоренен - и прорваться к Небесам, обретая Царствие Небесное - и не в мистическом, идеальном плане, а как следствие собственной эволюции.

В этом и заключается общее дело Николая ФЕДОРОВА (кто знает, тот понимает).

Но преобразующей энергией человека может воспользоваться и дьявол в своих попытках прорваться сквозь космический запрет.

Первая попытка преодоления Божьего запрета была предпринята еще в первом романе "За пределы безмолвной планеты". Человеком был создан космический корабль, на котором Уэстон (и положительный герой Ренсом в качестве пленника) совершили полет на Малакандру.

Но, так как на Малакандре искушать было некого, да и сам Уэстон полетел туда не с дьявольской миссией, а с еще человеческой, хотя и низменной целью личного обогащения, то этот полет особо вредных последствий не имел. Но благодаря человеку космическая завеса была прорвана и этим сразу же воспользовался дьявол. Когда он убедился в бесполезности посещения Малакандры (Марса), начинается, с целью совращения, экспансия на Переландру - следующее Божье владение на Небесах. И второй роман Льюиса "Переландра" - о неудавшейся попытке искушения!

Итак, посредством человека Уэстона дьявол совершает поход на Переландру, где Бог создал совершенную жизнь (третий проект жизни во вселенной). Разумеется, Бог об этом знает. И, естественно, в этой ситуации Творец не может быть равнодушно отстраненным: ведь живой мир на Переландре во главе с целомудренными Королем и Королевой - его родное творение, и без Божьей помощи просто погибнет под натиском дьявола. И потому параллельно с Уэстоном (воплощением дьявола) на Переландру отправляется посланник Бога Ренсом.

Таким образом, противостояние Ренсом - Уэстон, начатое в первом романе, то есть борьба дьявола с Богом, продолжается!

Интересен способ полета на Переландру.

Уэстон прилетел туда на сконструированном им космическом корабле - ведь только так могла быть прорвана завеса между Космосом и Небесами.

Ренсон же оказался на этой планете непосредственным, чудесным образом- с помощью эльдилов (ангелов): ведь Богу, в отличие от дьявола, человеческие ухищрения ни к чему.

И начинается процесс искушения человека - также через женщину, как и в ветхозаветном Эдеме, а в качестве лукавого змия выступает эмиссар дьявола Уэстон.

В библейском Эдеме, каким была первоначально Земля, Бог запретил срывать плоды с древа познания добра и зла. Похожий запрет существует и на Переландре - вся планет состоит из Божественных островов, на которых Бог и повелел жить Королю и Королеве, и остальной твердой ("тварной") поверхности, на которой Бог запретил спать.

Безусловно, Богу лучше знать, что нам хорошо, я что плохо, и Его запреты, хоть и являются абсолютными, но направлены нам исключительно на благо. Но слабый человеческий ум не может вместить в себе всей полноты Божьей заботы о нас: отсюда в человеке и вечные колебания, и ропот.

Посмотрите, как гениально просто это выглядит у Клайва ЛЬЮИСА.

Приведем часть диалога Ренсома с Королевой, когда Королева почти полностью согласилась со всеми доводами Уэстона, который непрерывно искушал ее на протяжении долгого времени.

- Этот человек (то есть дьявол в обличии Уэстона - Г.В.) сказал, что запрет о Твердой Земле отличается от всех прочих, потому, что его нет в других мирах, и потому, что мы не видим, в чем его смысл. Тут он прав. Но он говорит, что запрет такой странный, чтобы ты его нарушила. А, может, у этой странности - другая причина?

- Какая же?

- Я думаю, Малельдил дал тебе такой закон, чтобы ты исполнила его ради послушания. Слушаясь Малельдила, ты делаешь то, что нравится и тебе. Ты исполняешь Его волю - но не только ради того, чтобы ее исполнить. Удовлетворится ли этим любовь? Как бы ты вкусила радость послушания, если бы не было заповеди, чей единственный смысл - соблюдение его воли? Ты сказала, что все твари охотно послушались бы, если бы ты велела им встать на голову. Значит, тебе не трудно понять мои слова…

В итоге Ренсому удалось предостеречь Королеву от искушения, и грехопадения не произошло. Правда для этого Ренсому пришлось решиться уже не на духовную, а на физическую битву с Уэстоном- дьяволом и победить его. Вот оно - активное христианство Федорова в действии !


*) Настоятельно рекомендую посетить сайт Нарния VIII, который открывается эпиграфом из одного письма К.С.Льюиса:

...Почему бы тебе не написать новые сказки, не заполнить пробелы в нарнийской истории? Я оставил достаточно намеков, особенно в «Последней битве»...

и продолжается откровенным признанием веб-мастера сайта Ксении К.:

Вот мысль, которая уже несколько лет мне не дает покоя. На сегодняшний день эта мысль привела к тому, что у нашей Wablenica (O.W.L.) появился новый побег - сайт Нарния VIII.

Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность Ксении К. за целый ряд советов и уточнений при подготовке данной статьи к публикации!


Во второй статье Г.Ветрогона "Просто христианство" речь пойдет об апологетически-богословских работах Клайва ЛЬЮИСА, а также о сравнительном христианском анализе творчества Льюиса и его ближайшего друга Толкиена.

В третье работе Г.Ветрогона "Последняя битва (эсхатологические мотивы в христианской фантастике)" будет рассмотрен третий роман "Космической трилогии" К.С.Льюиса "Мерзейшая мощь", а также последняя (седьмая) повесть "Хроник Нарнии" - апокалиптическая "Последняя битва".

Этими тремя публикациями мы открываем на нашем сайте Тавлеи дискурс "Православие и литература". Ждем оригинальные работы по этой теме и приглашаем к дискуссии.



© 2001-2005 Gr.Vetrogon,   © 2001-2005 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки