Открытое письмо Ксении К. по поводу статьи
"Через Космос - к Небесам"
+
Здравствуй, Григорий!
Ты просил меня как-то прокомментировать твою статью - что ж, попробую.
Перед тем, как приступать непосредственно к критике, скажу, что в общем и целом
статья мне понравилась. Но, на мой взгляд, ошибок в ней немало.
* * * * *
Я категорически не согласна с твоим утверждением, что не будь лукавого - не было бы и падения.
Если для демона достаточно оказалось одного дара свободы, чтобы пасть, то почему же люди должны быть в принципиально иной ситуации? Кроме того, святые говорят, что те, кто погибнут при приходе в мир Антихриста, погибли бы и без него - нельзя ли отнести эти слова и к Праотцам? В любом случае утверждать, что Адам и Ева не пали бы без помощи лукавого, представляется мне совершенно неверным (впрочем, как и то, что они обязательно пали бы без него).
Потом, мне очень не нравится твоя фраза "и негласное пари (а может, и явное, кто знает!), которое Бог заключил с дьяволом, Он, увы, проиграл". Я понимаю, конечно, что она опирается на начало Книги Иова, но не вижу никакой причины переносить это "пари" на историю Праотцов. Что ты там выше писал об апологетике? Ты себе хорошо представляешь, как можно истолковать эту фразу?? Всемогущий и всеблагой, да плюс еще и всеведущий Бог заключает пари и проигрывает?! Совершеннейшая нелепость!
Господь знал, что человек использует свой дар свободы именно таким образом. Знал еще до создания Адама. Знал, потому как Он, будучи совершенно нематериален, находится вне времени и потому охватывает взглядом всю эту реку времени, по которой плывем мы, от рождения Адама и до Страшного Суда. Очень слабая (ибо и мы, и все, что нас окружает, подчинены времени, так что смотрим мы как-бы изнутри), но все же аналогия: показывая кому-то кино, которое ты уже смотрел, ты можешь спорить с приятелями по поводу того, как поступят герои, но как при этом ты можешь ошибиться?!
Кроме того, утверждением, что "настолько Бог возлюбил созданного Им человека и поверил ему ... что позволил дьяволу попытаться соблазнить его" - не хочешь же ты сказать, что, если бы Бог любил человека чуточку меньше, Он не допустил бы дьявола до Евы...
И наконец твои слова о том, что "этот выбор метафизически был неизбежен: выбор природного порядка вещей как второй ступени развития мира от Космоса к Небесам". Тут я даже не знаю, что и думать. Такая фатальность, одномерность и жестокость христианству совершенно не присуща.
Догадываюсь, что ты это и сам понимаешь, просто довольно странно и путано выражаешь мысль об антиномичности жизни. Как бы то ни было, скажу, что христианство никогда не говорило, что такой путь к совершенству есть единственно возможный. Не пав, человек смог бы стать как минимум не ниже, чем спасясь теперь.
А теперь перейдем к той части твоей статьи, где ты говоришь про Нарнию.
Заранее извиняюсь, но ее придется раскритиковать "в пух и прах".
* * * * *
Ты пишешь: "В Нарнии были не только говорящие, а, значит, мыслящие животные, но и люди, обладающие Божественным Огнем".
Вопрос номер раз: разве "природные нарнийцы" не могут пасть? Что делает Никабрик и иже с ним?
Вопрос номер два: абсолютно не поняла, что имеется ввиду с вдыханием Божественной Искры Детьми в нарнийцев.
Кроме Детей, в Нарнии немало людей и все они "пришельцы" или потомки "пришельцев" из нашего мира, начиная с Франциска и Елены - Первых Королей Нарнии, о которых ты почему-то вообще забыл (см. повесть "Племянник Чародея"). Это и потомки Франциска и Елены, населившие Нарнию, Орландию и Тархистан - о происхождении Тархистана нет в самих Хрониках, но есть в часто публикующейся льюисовской таблице, соотносящей историю Нарнии с земной историей. Это и тельмаринцы - потомки наших пиратов и островитян (о чем рассказывается в "Принце Каспиане"). Так обладают они, по твоему, Божественным Огнем?
Если нет, то почему?
А если да, то почему, в отличие от Детей, не могут вдыхать его в Нарнию. И, еще раз: что все-таки значит вдыхать?
Еще: ты пишешь о запрете "появляться в Нарнии детям старше определенного возраста: им разрешалось не более двух посещений, за исключением самой младшенькой - Люси. Это было сделан в прямом соответствии с заповедями Иисуса Христа...".
Во-первых, не только Люси, но и Эдмунд с Юстесом были в Нарнии трижды.
Во-вторых, на мой взгляд, причина того, что с возрастом дети не могут попасть в Нарнию, иная, и Аслан (в "Плавании на Край Света") ее называет более чем ясно:
"Дети, вы стали уже слишком взрослыми, - объяснил Аслан. - Вы должны теперь начинать приближаться к вашему собственному миру..... Вы должны узнать меня под этим [другим] именем. Именно для этого вам и позволили посетить Нарнию, чтобы, немножко узнав меня здесь, вам было бы легче узнать меня там" (подробнее смотреть, например, тут).
Кроме того, слова "кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него" говорят как раз о том, что взрослый человек может иметь чистую душу ребенка и по крайней мере Люси ее вполне сохранила, так что запрет на возвращение ее в Нарнию явно в ином...
И наконец Нарния, чем дальше, тем больше - совсем не Царствие Небесное. И взрослые люди там живут. И (в том числе) с совсем не детскими душами...
Кроме того, ты говоришь, что "лев Аслан самим фактом своего присутствия лишь немного корректировал это развитие. И не случайно - проходило время, и при принципиальных поворотах истории Нарнии туда засылались другие дети, именно для подпитки Божественной энергии, которая без них начинала истощаться и угасать".
Как-то мне все это сомнительно...
На земле тоже ведь частенько угасает Божественная энергия, если я правильно понимаю, о чем ты:
"Когда земля исполнится порока
И правый не отыщется нигде,
Пошлет Всевышний Своего пророка,
Чтобы хоть кто-то спасся из людей..."
(иеромонах Роман)
Конечно, наши пророки из нашего же мира, но... Нет, не думаю я, что это принципиальный момент... И почему все-таки "Божественную искру" не несут в себе нарнийские люди?..
Последнее, что я скажу, это крошечное замечание насчет Сьюзен: как-то у тебя
с ней получается больно мрачно. Все-таки она осталась жива и, возможно,
смерть всей семьи встряхнула ее и заставила вспомнить то, что она знала в
детстве...
* * * * *
...Я знаю, ты надеешься, что, "разрушив до основанья" твою "рецензию" Хроник Нарнии, я все-таки "построю" что-нибудь новое. Но я ведь совсем не Белинский по натуре... Ну, да попробую...
Как постоянный читатель и создатель сайта по Хроникам Нарнии*), скажу, что это светлая, чудесная книжка, наполненная Божественным светом. Светская литература довольно редко (а еще реже - хорошо) описывает богообщение и жизнь в Боге, а в большинстве богословских книг это делается довольно сухо, так что "проникнуться" по большому счету может тот, кто сам переживал нечто подобное, а теперь узнает в книге. "Хроники" же, ни на минуту не теряя своей "занимательности по сюжету", окунают читателя в мир Божьей любви и Божьего Промысла а, на фоне этого, в жизнь людей (говорящих животных и сказочных созданий), принимающих или непринимающих, теряющих или находящих Бога...
Возвращаясь же к мысли, которую ты развиваешь в своей статье, скажу, что в Нарнии, насколько это можно понять, не было общего Падения. Зло (в лице Колдуньи) приведено в нее людьми (!) в день создания Нарнии. И люди же (как бы искупая вину своего рода перед этой страной) помогают с этим злом бороться, сами при этом как бы попадая в некий "санаторий", который может помочь им исцелить свои души и, как я цитировала выше, узнать Бога. Жители Нарнии свободны в своем выборе между добром и злом и их ("в общей массе") постепенное склонение ко злу "заставляет" Аслана все реже приходить в Нарнию явно (ибо Бог никому не навязывается).
Но вообще все это очень сложная тема, так как
сам Льюис "нарнийскую теологию" не прописал, а утверждать, что "автор хотел
сказать..." у меня язык не поворачивается. Свое мнение у меня есть, но я его
"не поддерживаю и не одобряю". Думаю, оно будет довольно читаемо в моих
нарнийских хрониках. А когда я их закончу,
ты нам расскажешь, "что хотел сказать автор". А мы покритикуем...
* * * * *
А вообще - спасибо за поднятую интересную тему. Желаю успехов в написании следующих работ! Но советую быть поосторожней с богословскими темами (желательно их обсуждать до того, как статья будет окончательно сформирована и трудноисправима), а также более внимательно перечитывать рассматриваемые произведения.
Храни тебя Господь!
КСЕНИЯ
KhiglahanWin (Странница)
вебмастер сайта Нарния VIII
*) Г.Ветрогон. Рекомендую прочесть статьи Ксении К. "Нарния и Средиземье" и "Христианство и язычество в книгах Льюиса и Толкиена".
Послесловие
Ксения К. высказала столько претензий к моей статье, что отмолчаться и рад бы, да нет никакой возможности.
Все ее "претензии" к моему тексту можно разбить на две группы - проблема грехопадения и Хроники Нарнии.
* * * * *
Конечно, проблема грехопадения является исключительно сложной темой. Мой любимый философ Лев Шестов посвятил этому значительную часть своего творчества.
И очень странно было прочитать такую равнодушно-холодную фразу: "Анализ грехопадения прародителей проводился многократно и стал, по сути, стандартной процедурой" [форум отца Андрея Кураева, 04.01.2002.]
На самом деле, разумеется, все непросто и неоднозначно.
Но я действительно полагаю, что падение перволюдей было метафизически неизбежным.
Со временем я попробую обосновать это мнение ссылками на теорию активного христианства Федорова и на работы других христианских мыслителей.
* * * * *
Что же касается Хроник Нарнии, то комментарий Ксении К. значительно превысил мой собственный текст. Что поделаешь - она же - профессионал !
У меня задача была весьма скромной - пользуясь случаем, просто рассказать об этой очень важной и нужной работе Льюиса. Принимая все упреки Ксении, могу ответить лишь одно- что же делать, если я именно так увидел этот текст.
Кроме того, у меня есть еще одна возможность вернуться к Хроникам Нарнии - я планирую работу "Последняя битва" (по названию одноименной повести Льюиса), и возможно, в этой статье, кроме всего прочего, сумею дать ответ - в чем же заключается приниципиально другая роль детей в Нарнии, и почему именно на них лежит миссия поддержания Божественного Огня в жителях Нарнии.
Выражаю искреннюю благодарность Ксении К. и желаю ей творческих удач по поддержанию и развитию ее сайта Нарния VIII.
Каждому, кто читает эти строки, предлагаю хотя бы раз сходить на этот сайт. И уверен, Вы будете неоднократно туда возвращаться.
Григорий ВЕТРОГОН
+
Здравствуй, Григорий!
Ты попросил ответить на Послесловие, но я даже и не знаю, что тут можно сказать. Ты ведь в нем просто ушел от разговора, сказав, что на все ответишь позже статьями. Значит тогда, возможно, и поговорим. Хотя богословские споры подобного рода я вести не вижу смысла. Хочешь верить Федорову - ну, верь. Доказывать, что Св. Отцы считали иначе - а надо? Это что-то сильно изменит?
Что же касается вдыхания Божественного Огня в Нарнию - мне вначале нужно понять, что это такое, а потом я только смогу решить, согласна ли я с этой теорией, а если нет - то стоит ли из-за нее копья ломать.
С уважением,
Ксения К.