ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


МИХАИЛ ГОНЯЕВ


III. ИСТОРИК И ТЕОРЕТИК


До середины 1870-х годов в русской литературе не было предпринято ни одной попытки рассмотреть вопрос о происхождении и развитии шашечной игры. Нет данных, чтобы совершенно точно ответить на вопрос, когда у Михаила Гоняева первоначально возник замысел заняться исследовательской работой в этом направлении. Зато есть все основания полагать, что своего рода стимулом к такой работе явился выход в 1874 году в Берлине солидного двухтомного труда А.ван дер Линде "История и литература шахматной игры", где, в частности, излагалась авторская версия возникновения и игры шашечной. М.К.Гоняев вскоре познакомился с этим изданием, а затем и откликнулся на него развернутым отзывом в журнале "Шахматный листок" (1876, № 4).

Труду Линде Гоняев снова уделил особое внимание в первой части своего большого исследования "Наброски о шашках", которое на протяжении десяти лет (с 1877 по 1886 г.г.) публиковалось с продолжениями и значительным перерывом сначала на страницах того же "Шахматного листка", а позднее - "Шахматного вестника". Автор отмечал здесь, что в литературе существуют две основные гипотезы возникновения шашек. Первая: они изобретены в Древнем Египте и распространились через греков и римлян (такая точка зрения высказывалась попутно в некоторых общих исторических исследованиях). И вторая: о происхождении собственно шашечной игры из древней арабоиспанской шахматной игры (точка зрения Линде). Однако личного отношения к этим гипотезам Михаил Константинович в "Набросках о шашках" еще не высказывает.

Между тем мысль о необходимости основательно разобраться в этой проблеме не покидает Гоняева. В последующие годы он упорно продолжает выявление и сравнительное изучение самых разнообразных исторических источников. Результатом большой аналитической работы стал его "Очерк истории шашечной игры", помещенный в шахматно-шашечном отделе журнала "Радуга" в 1884 году (№№ 5-8).

Основное содержание публикации составляют развернутые характеристики "трех главных типов" наиболее распространенных в то время разновидностей шашек: русских или немецких (на 64-клеточной доске), польских (на 100-клеточной, во Франции и Нидерландах) и английских (в Великобритании, Шотландии и Северной Америке). По каждой разновидности указываются приблизительный период возникновения, основные правила, общее и отличительное между ними. Очерк изобилует множеством ссылок на источники и авторов.

Происхождение русских шашек (разумеется, по тем правилам, которые были приняты в современной ему России) Гоняев относит к началу XVIII столетия и считает их родиной Германию. С другой стороны, он решительно отвергает версию Линде о шахматной "первооснове" шашек. Как подчеркивает исследователь, в них, если рассматривать эту игру в ее историческом развитии, есть ряд принципиальных отличий от шахмат: однородность игрового материала в начальном положении, "образ взятия" (перескакивание через фигуру противника) и, наконец, выигрывающий прием путем запирания чужих шашек.

В заключение М.Гоняев выдвигает оригинальную гипотезу, в соответствии с которой шашки были изобретены в Испании в XV веке и представляют собой сплав, как он пишет - "амальгаму", правил двух игр: широко распространенной уже в то время "мельницы" и древнего шатренджа. Впоследствии Д.И.Саргин в монографии "Древность игр в шашки и шахматы" (1915 г.), опираясь на различные, в том числе латинские источники, которые не были известны Гоняеву, достаточно убедительно показал, что игры шашечного типа имели распространение уже в глубокой древности, например, в Египте, Греции и Риме. Этой гипотезы придерживались впоследствии А.И.Куличихин и В.М.Голосуев.

Вклад М.К.Гоняева в изучение истории шашечной игры трудно переоценить. Он впервые в нашей литературе предпринял попытку систематизировать разбросанные по разным источникам сведения о разновидностях шашечной игры своего времени, вскрыл существенное генетическое различие между шахматами и шашками. Кроме того, он собрал значительный фактический материал по отражению шашечной тематики в русской и зарубежной литературе.

В январе 1887 года М.К.Гоняев сообщал в письме Д.И.Саргину, что вскоре вышлет ему большую статью о шашечной библиографии, которая "почти уже дописана" ("Шахматное обозрение", 1893, № 26/29, с.274). Сам Саргин в некрологе "Михаил Константинович Гоняев" тоже отмечал, что "Библиография шашечной литературы", правда, в не вполне завершенном виде, поступила в редакцию "Шахматного обозрения". Предполагалось опубликовать ее "при более благоприятных обстоятельствах". Однако это намерение по неизвестным причинам не осуществилось, а рукопись бесследно исчезла. Тем не менее и помещенные в печатных работах М.К.Гоняева многочисленные выписки и библиографические ссылки дают полное право называть его первым нашим шашечным библиографом.

Еще более значительна роль Гоняева как одного из первых теоретиков этой игры в России. Свои "Наброски о шашках" автор в процессе публикации разделил на четыре взаимосвязанные статьи.

В первой из них, помещенной в "Шахматном листке" (1877, №№ 11-12), коротко освещаются гипотезы о происхождении игры. Здесь же приводится обобщенная характеристика шашечной литературы и отмечается ее бедность в целом: даже у Линде описано 2096 сочинений по шахматам и только 113 - по шашкам, а в России она исчисляется всего тремя небольшими книжечками. (Кстати, Гоняев ни разу не упоминает об изданных в 1836 и 1838 гг. в Москве трех "Таблицах игор в простые шашки", о существовании которых он, вероятно, вообще не знал).

Отсюда и логическое начало статьи второй ("Шахматный листок", 1878, № 3): играют у нас в основном "по преданию", нет регламента, теории, анализа дебютов и окончаний. Поэтому автор видит свою задачу прежде всего в том, чтобы дать читателю минимальный свод правил и наставлений, "заключающихся в исчисленных выше сочинениях, которые стали библиографической редкостью". Далее следуют сведения о материале (доска, фигуры), о цели игры, ходах, взятии и т.д., а также приводятся краткие советы по ведению партии (игра в центре и на флангах), рассказывается о поддавках. Эта часть работы, что, впрочем, признает и сам Гоняев, наиме-нее оригинальна и представляет собой по сути компиляцию "Руководства к основательному познанию шашечной игры" А.Д.Петрова, изданного еще в 1827 году.

"Внимательный читатель, - пишет М. Гоняев в конце этой статьи. - вероятно, заметил, что я ничего не сказал о стратагемах (композиции - Авт.) шашечной игры. Действительно, они существуют, и весьма остроумные, но для классификации их необходимо изучить все те замысловатые шашечные задачи, которые печатались в "Шахматном листке" и "Всемирной иллюстрации". Труд этот мне не по силам; предоставляю его более опытным в практике игры любителям".

Однако через полтора года третью статью "Набросков о шашках" ("Шахматный листок", 1879, №№ 11-12) Гоняев целиком посвящает именно шашечной композиции. В частности, он пишет: "Задачами я называю положения, в коих одна сторона имеет над другою столь значительный перевес в силах или позиции, что при помощи скрытых, более или менее остроумных, маневров может форсировать не только выигрыш партии, но и "заключение" одной или нескольких шашек противника. Цель же этюда - доказать возможность простого выигрыша в данном положении, причем обыкновенно материальный перевес на стороне белых".

Разумеется, с позиций современных достижений теоретической мысли эти дефиниции нельзя признать точными и вполне удачными. Но важнее другое: Гоняев впервые в отечественной шашечной литературе разграничивает две самостоятельные области композиции и впервые же вводит само понятие "этюд", поскольку до того все публиковавшиеся для решения шашечные задания принято было именовать просто "задачами".

Становится ясно, какую огромную исследовательскую работу проделал М.Гоняев после публикации предыдущей части "Набросков о шашках". Он выявил все задачи, появившиеся до того времени в русской печати (по его данным, их оказалось 119), произвел подсчеты их распределения по источникам: "6 - у Петрова, 1 - "Шахматный листок" 1862 г., 2 - "Schachzeitung" 1870 г., 30 - "Всемирная иллюстрация" за 1870-1876 гг., 80 - в этом журнале" (то есть в "Шахматном листке").

Проведенный анализ позволил М.К.Гоняеву разработать основы теории шашечных задач и сформулировать важнейшие к ним требования. Среди таких требований он называл: 1) условие задачи (запирание определенного числа и качества шашек); 2) естественность расстановки шашек (в частности, шашки по возможности не должны "с самого начала находиться на местах своего будущего плена", "неправдоподобная расстановка портит общее впечатление" и т.п.); 3) глубина замысла (интересная идея и - особенно - наличие различных вариантов); 4) финал задачи (экономия сил белых в финале, применение новых и "пикантных" финалов).

Статья завершалась кратким очерком истории шашечной задачи в России, в развитии которой автор выделял три периода:

1. С 1827 года, когда составлялись задачи преимущественно с подставками, форсированными ходами черных и условием запереть все шашки. Представителями этого периода были А.Д.Петров и Н.И.Петровский.

2. С 1870 по 1876 год, или период "Всемирной иллюстрации". Он представляет значительный шаг вперед сравнительно с первым периодом: "во многих задачах замечательная глубина замысла, есть даже зачатки тихих ходов и вариантов, но особенно разработана в этом периоде система финалов". Лучшими представителями Гоняев считал П.А.Снаскарева, П.В.Суслова в Санкт-Петербурге и К.В.Веригина в Порхове Псковской губернии. Было несколько случайных составителей, опубликовавших только по одному произведению.

3. С 1877 года (современный период). Он характеризуется тем, что разработка финалов отошла на задний план, "обращается больше внимания на соразмерность сил белой и черной партий, но главнейше - преследуется глубина замысла". Крупнейшим представителем новой плеяды шашечных композиторов Гоняев считал Николая Николаевича Панкратова: "его задачи крайне замысловаты и чрезвычайно трудны и вместе с тем красивы и оригинальны, решить их по одной диаграмме нечего и думать", "он - в области шашечной задачи то же, если не выше, чем С.Лойд или К.Байер в шахматах".

Поскольку третий период еще только начался, Гоняев не мог, естественно, дать ему законченную оценку. Самой большой в "Набросках о шашках" оказалась четвертая, заключительная статья. Публикация ее началась в "Шахматном листке" (1880, № 2), а после прекращения издания его в 1881 году возобновилась только через пять лет на страницах также редактируемого М.И.Чигориным "Шахматного вестника" (1885, №№ 5, ; 1886, №№ 1, 2).

Она полностью отведена окончаниям шашечной партии. Гоняев затрагивает ряд интересных теоретических вопросов. Особое внимание уделяется оппозиции, как одной из важнейших составляющих эндшпильной борьбы: приводится определение этого понятия, ее типизация (прямая, боковая и диагональная оппозиция), на некоторых конкретных примерах рассматривается расчет оппозиции. Материал в статье сгруппирован по соотношению сил: простые против простых, дамка против простых, дамка с простыми против дамки и т.д.

Значительный интерес представляет параграф, посвященный способам выигрыша тремя дамками, владеющими большой дорогой, у одинокой дамки. Упоминая "треугольник Петрова", который уже в то время был известен многим любителям, Гоняев считает этот способ несколько растянутым и предлагает более краткий путь к победе, который вошел в шашечную литературу под названием "штык Гоняева". Поскольку в учебниках он упоминается довольно редко, приводим его полностью в изложении автора (см. диаграмму 1).

 
Диаграмма 1 "Штык"  и "крюк" Гоняева ( ходы  черных )

1.ае5 fc5 (1...fe7 2.cg5 и 3.еg3; если 1...fa3, то 2.се3* af8! 3.еа5, и ловится, как будет показано ниже) 2.cf4 са3 (если 2...cf8, то 3.fе3, и получится "штык", а если 2...сb6 или а7, g1, удерживая среднюю линию, то см. вариант A) 3.fe3 af8. В этом положении черные при своем ходе ловятся весьма легко, поэтому белым следует возвратиться к той же позиции с потерею темпа: 4.eа5 fa3 (если 4...fh6, то 5.eс3, а если 4...fe7, то 5.ad2, и получится "крюк" - см. о нем ниже). 5.ас3 af8 6.ce1. Теперь восстановлена фигура штыка, но ход уже за черными: 6...fa3 7.е5с3 ac1 (иначе 8.eс5) 8.ed2 и 9.сb2. Если на пятом ходу черные пойдут 5...ае7, тo 6.cd2 - "крюк", с которого черной дамке уже не сорваться: 6...ed8 (если 6...ef8 или 6...еа3, то 7.eg7 или 7.еb2, а если 6...eh4, то 7.de1, 8.еg5 и 9.eg3) 7.de1 dh4 (если 7...da5, то 8.e3d4 и 9.db6) 8.ef4 и 9.fg5. Вариант А: 2...сb6 3.еb8! bd4 (если 3...bа5, то 4.fe3 ad8 5.eg5) 4.ef2, 5.ba7 и т.д.

Примечание: *) здесь быстрее выигрывает 2.eg7 и 3.eb4 – указал Я.Ш.Фридкин, г. Иерусалим, Израиль, 10.12.2004.

Позднее автор неоднократно переиздававшегося популярного руководства П.А.Слезкин писал по этому поводу: "Теория знает две способа ловли одинокой дамки: способ А.Д.Петрова (1827 г.), подробно изученный Н.Н.Панкратовым, и способ М.К.Гоняева (1885 г.). Первый способ, иначе называемый "способом треугольника", наиболее прост, практичен и легко запоминается. Второй более красив, но на практике не всем доступен по своей трудности... Считаю нужным пояснить что способ Гоняева, при его большой трудности, никаких специальных преимуществ не представляет" [П.А.Слезкин. "Основы шашечной игры". Л.-М., 1932, с.44]. Все же думается, что с таким выводом можно согласиться лишь частично. Действительно, способ Гоняева сложнее треугольника Петрова, но зато он и короче: в рассмотренном выше положении черная дамка ловится не позже десятого хода.

Следует заметить, что, введя в отечественную шашечную литературу понятие "этюд", М.Гоняев в "Набросках о шашках" еще не разграничивал его сколько-нибудь четко с этюдным и нормальным (теоретическим) окончанием. Все приводимые им в этом исследовании конкретные примеры и иллюстрации именуются просто "этюдами".

Зато по каждому параграфу таких примеров приводится очень много. Явное предпочтение отдается дамочным окончаниям. Автор широко использует отечественные и зарубежные источники, хотя, к сожалению, имена составителей указываются при этом не всегда. Особенно ценно, что Гоняев представил здесь значительную часть собственного творчества - почти двадцать произведений. А всего в четвертой статье около семидесяти этюдов и окончаний.

Можно ли считать "Наброски о шашках" завершенным исследованием (во всяком случае в их опубликованном виде)? Очевидно, нет. В частности, представляется странным отсутствие специальной статьи о начальной стадии шашечной партии, особенно если вспомнить, что в начале работы сам автор говорит о необходимости аналитических исследований в области дебютов.

Более того, Михаил Константинович занимался дебютной теорией. Например, совместно с Д.И.Саргиным и Н.Н.Панкратовым он провел небольшое исследование так называемого "Гибельного дебюта" (1.cd4 ba5 2.bс3 сb6 3.ab2? dc5). По-этому можно с определенной долей вероятности предположить, что Гоняев либо не успел закончить свой труд, либо эта часть по каким-то причинам не могла появиться в "Шахматном вестнике", издание которого в начале 1887 года вообще прекратилось.

На фундаменте гоняевскнх работ в дальнейшем развернулась активная творческая деятельность целого ряда позднейших исследователей шашечной игры.



© 2001-2005 Gr.Vetrogon,   © 2001-2005 TАВЛЕИ,   WebmasterИграть в шашки