I. КОМБИНАЦИИ, КОНЦОВКИ, КОМБИНАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ( продолжение)
Рассмотрим составляющие проблемы:
1) Вступление;
2) Основная (комбинационная) часть;
3) Мотив;
4) Финал.
1. Вступлением может быть:
а) жертва;
б) форсированная позиционная игра;
в) размен (с выигрышем шашки, или без);
Вступление должно решать чисто технические проблемы.
Цель вступления:
а) для соблюдения требований к соотношению сил в жанре проблем (размен с выигрышем шашки);
б) для соблюдения требований к качеству сил в начальной расстановке (жертва, тихие ходы или размен с выигры-шем шашки);
в) для предотвращения побочных решений (размен с выигрышем шашки, или без выигрыша шашки);
г) углубление проблемы, поиск дополнительных вариантов и ложных следов (жертва, тихие ходы или размен с вы-игрышем шашки, или без выигрыша шашки).
Вступление должно заканчиваться тихим ходом черных.
2. Основная комбинационная часть состоит из:
а) прямой комбинации белых, завершающейся ударом - тип (А);
б) контркомбинации (то есть комбинации черных) - тип (В);
в) совмещения комбинации и контркомбинации - тип (А,В); (В,А);
г) основная комбинационная часть может так же состоять из нескольких последовательных прямых комбинаций, или контркомбинаций, связанных промежуточными тихими ходами - тип (А,А); (В,В); (А,А,А); (А,А,В); (А,В,А); (А,В,В); (В,В,В); (В,В,А); (В,А,В); (В,А,А).
Цель основной комбинационной части:
а) показ новых идей;
б) углубление известных идей.
3. Мотив может быть:
а) одновариантным окончанием, заканчивающимся композиционным финалом;
б) многовариантным этюдом;
в) допустима*) так называемая "теоретически выигранная" позиция (в данном случае появляются дополнительные требования - обязательная экономичность и обязательное отсутствие "мертвых", не задействованных каким-либо образом в проблеме шашек, желательна точность финального удара).
Примечание: *) - спорный момент, особенно для стоклеточных шашек.
Цель мотива: эстетическое завершение композиции.
Очень важно заранее определиться с финалами, и не путать их с мотивами. Что считать композиционным финалом в проблемах? Композиционным финалом в проблемах необходимо считать экономичную, (без лишних шашек у выигрывающей стороны), заключительную позицию.
4. Финал может быть:
а) нулевым - позицией в которой у белых осталась одна (последняя) шашка, (при наличии двух шашек нарушается экономичность финала;
б) близкой оппозицией (по вертикали [c1-c3], по горизонтали [c3-a3], по диагонали [c1-a3], конечно, здесь можно продолжить игру, и прийти к нулевому финалу, но, думается в этом случае, и в некоторых случаях далее по тексту, надо отдать дань традиции!);
в) групповой близкой оппозицией (c3,f4-c5,f6);
г) оппозицией удержания, где шашка (шашки) черных могут удерживаться только превосходящими силами белых (a1,e1-c3; c3,g3-e3; b2,f2,g3-d4,e5);
д) диагональным отсечением (дамка:h8-a3);
е) стеснением (дамкиа:a1- дамкиа:h8; дамки:a5,h4- дамка:d8; g1-h2; дамка:c1- дамка:a1 простые:b2,a3; но не c1,b2-a3 - здесь b2 нарушает правило экономичности);
ж) самоограничением (дамка:h6 простая:a1- дамка:c1 простая:b2);
з) западней (дамки:a3,h2- дамка:d6).
Цель финала: эстетическое завершение композиции.
ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - требования, жестко определяющие те недостатки, наличие которых в композиции, бракует ее. То есть, скажем так, несоблюдение формальных требований в композиции, превращает ее в простую шашечную позицию, коих миллионы!..
а) Решаемость (отсутствие опровержений решения со стороны защиты - так называемых нерешаемостей).
б) Единственность решения (отсутствие вторых решений не предусмотренных автором - полное побочное решение (Пп/р) - с первого хода; частное побочное решение (Чп/р) - со второго и далее ходов.
Частное п/р в мотиве влечет за собой нарушение единственности решения. Мотив превращается в теоретически выигранное окончание, а значит появляется необходимость рассмотреть комбинационную проблему на предмет наличия пассивных шашек и статистов. А именно: если играющие в финальной части шашки не играли в основной части, необходимо провести поиск косвенного их причастия к комбинационной проблеме (предотвращение п/р, конструктивные факторы).
в) Соотношение сил. Допускается превышение сил стороны защиты не более чем на одну шашку. Для стороны нападения - не регламентируется.
г) Наличие тематических (композиционных) вариантов, или экономичность финальной игры (мотива) и самого финала. То есть отсутствие лишних шашек со стороны нападения, без которых так же можно выполнить задание.
д) Соответствие виду (жанру).
е) Легальность начальной позиции (в комбинационных проблемах доказывается только при наличии готового удара).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - определяют малопонятную эстетическую сторону композиции.
Вот основные принципы, выделенные в "Шашечном кодексе" 1986 года:
а) Оригинальность замысла;
б) Вариантность игры;
в) Экономичность внешней формы и игры;
г) Чистота решения;
д) Красота решения.
Хорошо сказано, так ведь?.. Но многие пункты очень напоминают предвыборные обещания депутатов!.. Никакой конкретности, никаких оценочных ориентиров - стереотипов (а здесь они очень пригодились бы!).
Если основываться только на пунктах а), б), в), г), д) и на своем опыте, а так же, в силу того что человеческое восприятие прекрасного совершенно разное у разных индивидуумов, именно художественно - эстетическая оценка у разных судей и не совпадает. Причем несовпадение это может оказаться существенным!
Даже расшифровка художественных требований в "Шашечном кодексе" 1986 года не добавила ясности.
а) Для оценки оригинальности замысла судья должен иметь хорошую картотеку (лучше компьютерную) по жанру, или хороших помощников (то есть объединенную картотеку). А вообще выявление идейных предшественников (ИП) сегодня является одной из трудновыполнимых работ для судьи.
б) С вариантностью сложностей не возникает, она (вариантность) или есть, или ее нет. Есть - плюс композиции и автору, ну а нет - то же не минус!.. Но, тем не менее, вариантность игры - это то к чему надо стремиться, и еще лучше стремиться к тому, чтобы варианты в комбинационных проблемах все были композиционными!
в) Не все в порядке с экономичностью. Если экономичность игры, то есть активное участие всех шашек в решении, требование понятное (хотя и не всегда выполнимое), то экономичность внешней формы - это уже совсем не понятно! Скорее всего это требование пришло из жанра этюдов, или, скорее, задач, а в комбинационных проблемах оно превратилось в демагогию. Почему в комбинационных проблемах должно отдаваться предпочтение миниатюрам? У проблем своя эстетика - совсем не задачная!
Надставка в начале решения, которая не приветствуется в жанрах задач и этюдов, в комбинационных проблемах со-всем не недостаток - это равноправная часть композиции, и имя ей: "вступительная часть"! Наличие пассивных шашек в комбинационной проблеме конечно же неоправданно, но иногда этого нельзя избежать... В частности этого нельзя избежать, когда финальная часть комбинационной проблемы представляет собой не "мотив", а "теоретически выигранное окончание".
г) Понятие чистоты решения проработано достаточно глубоко. Определены неточности:
--- перестановка смежных (2-3) и несмежных (2-4) ходов. (В международных шашках перестановка является частным п/р). Перестановка 1 и 2 ходов приравнена к полному п/р!
--- альтернативный ход (дуаль) - (f2-e3-f4 или f2-g3-f4) и альтернативный удар (c1:a3:c5:e3:c1 или c1:e3:c5:a3:c1). (В международных шашках альтернативы не допустимы).
--- двойственность (множественность) хода - (дамка: a1-c3/d4/e5/f6); или боя - (дамка: a1:c3/d4/e5/f6), при условии что далее решение не отличается от авторского.
Две подобные неточности губят тематический вариант, а одна, конечно же, повлечет за собой снижение оценки.
д) А что понимать под "красотой решения"?
Конечно же, судейской работой должны заниматься опытные, "съевшие собаку" а композиции люди. Возможно, у них понятия "красоты решения" похожи... А так ведь - сколько людей - столько и мнений! И еще. На сегодня скорее всего устарели для жанра комбинационных проблем понятия: "естественность расстановки", "логичность последнего хода черных", "равенство сил", "активность всех шашек в комбинации (но не активность всех шашек в проблеме это важно!).
Рассмотрим теперь попристальнее, на примерах (Диаграммы 29-64, использованы композиции П. Шклудова) о чем идет речь:
29. |
30. |
31. |
№ 29. d4, d2, g5(h4), de3, g3, e7, a7+ Комбинационная проблема типа А, с нулевым финалом и попыткой вариантности игры. Здесь и далее комбинации подчеркнуты!.
№ 30. b6(g5), f8(d6), c5, f2(g5), a7(h4), b4, h6(g3), e3(h2), g1+ Проблема типа А(А). Вторая микро-комбинация - в мотиве. Финал - стеснение. Так же есть попытка создать вариантную игру.
№ 31. c7, e7, b8, c7, f6, h4+ Тип А. Мотив отсутствует, но финальный бой точен.
32. |
33. |
34. |
№ 32. b4(b2), d6, c7, d4, f6, c1+ Тип А. Во вступительной части тихие ходы, органично вошедшие в замысел. Пассивна h8. Не уверен, что а7 предотвращает п/р... Возможно статист, так как мотив отсутствует.
№ 33. ef4, g5, f4, g3, e3, e1 (c3), b4(с3), cb2, c3, b2(a3), c3+ Тип А(В). В мотиве черные предпринимают попытку контркомбинации - размена. Финал - оппозиция.
№ 34. gf4, f2(c7), cd6, d8, c5, a5, d8(f6), h4(b6), f2(a5), e1(g5), d2(h4), e1(a5), b4(g3), b6(h2), g1+ Тип (А)А. Во вступительной части разменная микро-комбинация.
35. |
36. |
37. |
№ 35. b6, b6(h4), d4, e3(c5), c7(b4), b2, de5, d8, a5+ Тип (А)АА. Микро-комбинация - размен во вступлении, еще одна микро-комбинация - размен в основной части и наконец главная комбинация. Мотива нет. Пример трех последовательных комбинаций, ясно показывающий сложность выполнения подобной идеи.
№ 36. cd4(ef6), c3(a5), d8(b2), c3, c5, f4, g3, fg5, b4, h8+ Тип ВА. Мотива нет. Но есть пассивные шашкии... частное п/р.
№ 37. e7(f6), e7, g5!(d2), c3(b2), f6, c1+ Тип АВА. В миниатюре трудно провести многоходовую комбинацию, потому - все коротко! Затруднительно выделить и составляющие.
38. |
39. |
40. |
№ 38. h6(b2), ac3(b2), de3, d2, h2, e7, h:a3:a7+ Тип (В)А. Все бы хорошо добротная игра, но мотива нет.
№ 39. e3, g1, g3, e3, e5, d8, f8+ Тип А. И снова - без мотива, но финальный удар точен, а черная b8 только пассивна.
№ 40. gf4(fg5), e5(f6), g7(f8), d6, c7, c7(ef4), b4(c5), d8, g3, d6+ Тип (В)АА. Затянутое вступление и отсутствие длинной комбинации... Но решение насыщено комбинационными элементами. А тема (В)АА трудна...
41. |
42. |
43. |
№ 41. f2, d6!(ae3), f8(b4), c7, a3(e5), d2(f4), d6(c5), g3!(d4), e1(b4), f2(dc3), e1(b2), c3(d2 A), a1+ A (d4), a5(e3), e1+ Тип А(А). Пример глубокого, этюдного мотива. Как видите, при достаточно длинной комбинации, даже с попыткой вариантности, этюдный мотив пришелся к месту!
№ 42. c7, c7(e3), c5, b2, c3, e7, f2(c7), e3(b6), d4(a5), c5+ Тип (А)А. Размен во вступлении возможно и не обязателен, но он вносит дополнительный комбинационный штрих в игру.
№ 43. bc5, c5(cd6), b4(a1 A), b6, c7, e3, c1+ A (e5), de3(d2 B), c3, c1+ B (b4), g5, h6(g3), e3+ Тип (А)А. Вступление похоже на № 48, сама комбинация более сложная и вариантная. Тема не поддатлива: мотива нет...
44. |
45. |
46. |
№ 44. hg5(gh6), ed4(fg7 A), f6(е5), c5, f8, g3, e7, c1+ A (cd5!), bb8, f!(fg7), f8, d6(h2), g3, de7, g7(e5), d4(g7), h8(e3), cd4+ Тип (В)А. В варианте В Мотив отсутствует.
№ 45. bc3(e7), d8(c7), b6, f4(d2), c3(g7), b2, b4, h6, h6+ Тип ВА. Пример равнозначных контркомбинации и комбинации, причем достаточно длинных!
№ 46. f6(de7), d8(g7), f8(c7), b6(c5), b4(e1), g5, h4, f2(e5), e3+ Тип ВА. Здесь же контркомбинация играет главенствующую роль. А вообще существовала ущербная традиция оценивать контркомбинации, исходя из (ИП) прямых комбина-ций. По-видимому, потому контркомбинации очень редки...
47. |
48. |
49. |
№ 47. c3, a5, c3(de5), c5(ef4), cd4, e5, e1+ Тип АА. Здесь же вступительный размен уже меньше похож на вступление!..
№ 48. de3(g7), a7(d4), e5(a1), b8, b2, e3, g5, h6+ Тип ВА. Еще один пример, дополняющий №№ 53,54.
№ 49. fe3(f2), e3, f4(c3), d4(ab4), hg5(c3), b2(e5), b4(d2), c5, c3, e3+ Тип АВА. Перманентная вялотекущая комбинация. Вступительный размен, на фоне других комбинаций в проблеме выглядит не как размен, а как комбинация.
50. |
51. |
52. |
№ 50. f4(h6), d2(f4), e3, e3 (fg5), f6, e7( f6), cd4, d8 (h4), g5(d2), g3, c1+ Тип (А)ВА(ВА). Пять (!) комбинаций в одной проблеме!
№ 51. e5(ab2), d6, c1(f4), d2, f2+ Тип А(А). Две легкие комбинации. Вступительный тихий ход - "вуаль", скрывающая их.
№ 52. f2, b2, h4, d6, f6, d4, a7:c5!, c3, e7, f2/g1+ Тип А. Пример того, как бывает трудно обработать тему многоходовой комбинации (здесь 10 ходов) без изъянов. В результате: отсутствие мотива, пассивная b8, и неточный финальный удар.
53. |
54. |
55. |
№ 53. bc3(a5), fg3, d4, e7, h6, f8, e1 (b4), a5(b6), c7(b6), b2(c5), c3(g7), g3(f6), f4+ Тип А(В). Добротная комбинационная проблема со всеми составляющими проблемы. Все чисто!
№ 54. e7(e5), ef4, f6, f8(c1), h6, b4, e7 (b6), c7(f8), f4(e7), e5+ Тип АА(В). Тема требует жертв: и комбинации становятся малоходовыми...
№ 55. h4(cd6), e:c7(b4), c7, de5, e3, b2, h8(b6 A), d4(a5), c3(g5), d2(h4), e1(b4), a5(g3), b6(h2), g1+ A (g5), d4(f4), f2+ Тип ВА. Один из примеров, когда белые вынуждают черных начинать комбинацию, которую сами потом и заканчивают!
56. |
57. |
58. |
№ 56. h4, h8, g7, fe3, g5, d4, e5, d4 (c5), b6(с5), b2(d4), c3, c1+ Тип А(ВА). После многоходовой комбинации следует комбинационный мотив.
№ 57. f2, c3, g3, b4, e3, f8, e1+ Тип А. Для завершения хорошей комбинации не находится хорошего мотива. Издержки темы.
№ 58. e7(c3), b4(е3), d8(d2 AB), c3(f2), e3(b4), g3, a5+ A (gf2), e5(f4), g3(f2), g3, a5+ B (ef2), e3, c3+ Тип ВВА. В варианте ВВ Инициатива комбинировать полностью отдана черным!
59. |
60. |
61. |
№ 59. d2, e3, d6, e1, d2, d2, b2, c7, g7, d8+ Тип А. Для сравнения - противоположность: десятиходовая комбинация! Но мотив? Если добавить черным тринадцатую шашку на а7, тогда он появляется...
№ 60. d8, e1(d2), c5!(d6), ab4, g3, f2+ Тип АА. Вот и здесь! И большим подспорьем становятся миниатюры!
№ 61. e3(b4), f4, c3, g5(b4), g7(c3), h8(d2), h2(f2), g3, e1+ Тип А(А). Мотив найден В. Коршуном (Новополоцк).
62. |
63. |
64. |
№ 62. b6, b4(c5), dc3, cd2, f2, f8(a3), h6(b4), d2+ Тип А. Вспомним № 43. Здесь зеркально отображенный финальный удар. А вот мотива практически нет... Пассивные a1, a5, h8 плохо играют в финальной части.
№ 63. de7, c7, e5, c1(e3), b2, hg7(d2/f2), h8, e1/g1+ Тип А(А). Оформление редкой темы в миниатюре.
№ 64. e5, e5(cb2), g7, c3, fg3, a1(d4), f2(c3), e3(ab2), d4, c3(f4), d4+ Тип (А)А(А). Соотношение сил 9х7 допустимо. Есть вариация без вступительного размена (убрать c3, d6, f4 и добавить черным d4: 1.gf4(dc3) 2.fe5+), но я лишний раз убеждаюсь, что при выборе: вступление разменное или "тихоходное" - первое предпочтительнее!..
Разговор о проблемах будет продолжен в Части II, рабочее название которой - "Проблемы и их проблемы".