Пятнадцать лет спустя
или
Интервью с Мастером - 2
С.Ю. В ходе «раскопок» своего архива удалось также сделать несколько обработок уже известных произведений.
Тавлеи. Секундочку, можно вопрос? А что собой представляет Ваш архив?
С.Ю. Мой авторский архив – это архив рабочих записей на диаграммы идей, мотивов, фрагментов, набросков (для готовых произведений у меня есть отдельный альбом). Архив представляет собой обычные листы А4 формата. Он не раз переносился, имею в виду, что записей середины 1990-х гг. (и более ранних) я не сохраняю, а переношу из них то, что не следует выбрасывать, а остальное выбрасываю, нельзя же хранить мусор вечно! К архиву я обращаюсь нечасто. Иногда также просматриваю свои старые готовые вещи – бывает, что и в опубликованной позиции мелькнет какая-нибудь новая деталь.
ОБРАБОТКИ
В. Степанов, обработка С. Юшкевича
b4, b8, f4, h8+.
Оригинал – конкурс «Варяг-пресс» 2003 г.
В. Степанов
d6, b8, c7, d2, f4, h8+.
По сравнению с оригиналом, для меня начальная расстановка в обработке выглядит приятнее, к тому же чёрные попадают в дамки не с поля с3, а с поля а5. Комбинация длиннее в оригинале, но длина, как известно, ещё далеко не эквивалент удовольствия.
И. Кобцев, обработка С. Юшкевича
d6(g5) c7, c7(b6, g3) c3 – И.Кобцев, 2015 г.: (f2, A) b4, c5, c7(f4) b8(e3) f2, a7+.
A (h4) cd4/b4(f2) c5, c7(g3) b8(f2, g1) a7+.
Оригинал – в книге А.Панченко «Шашечная композиция Днепропетровщины», 2015 г., стр.82.
И. Кобцев
е3 и т.д. +.
В обработке показан оригинальный этюд И.Кобцева в форме проблемы.
В. Денисенко, обработка С. Юшкевича
b8, c5(c1) f2, a7, g7, f4, d8.
Оригинал – «Труд» (Беларусь), 17.04.2008.
В. Денисенко
b8, f2 и т.д. +.
Легальность доказывается легко, ретро-ходы: (h8xf6) ba7(g5xe7) cb2(hg5), но лучше обойтись без этого. В обработке привлекательной выгладит позиция после с5, с тихим ходом чёрных: при равенстве сторон и чёрной шашке d2, имеющей выбор превратиться в дамку на два поля, у чёрных нет ни одного удовлетворительного хода.
А. Горин, обработка С. Юшкевича
f6(e7xg5) f6, f2, cb2, h4, f4, d4 (g5) e5 – и возникла оригинальная позиция В.Муляра из его проблемы, представленной в статье Л.Захаревича «Майстер з Авратина», которая была опубликована в газете «Львівський політехнік» 03.12.1994 г. (согласно книге В.Муляра «Мистецтво комбінації», 2010 г., стр.153).
В. Муляр
d6, g3, e5, h8(e3) f4, e5 – эта позиция представляет собой полноценный этюд:
Ход чёрных
(h4, А, В) d6(a3, С) c7(b4) a5(b2) c3, e1+.
А (a3) g3(b4) e1(f4) a5(g3, D) b6(h2) g1+.
B (c3) b2(f4) c1(g3) e3(b4) b2(h2) g1, Z (a3) c3+.
С (c3) b4(b2, g3) c5(h2) g1+.
D (e3) e1+.
Z b6/a7(c3, Y, f2=.)
Y (h2) g1(a3) c3+.
Записи решения этого этюда в книге В.Муляра нет. Его решение представлено по решению миниатюры С.Устьянова, опубликованной в «Ладье» № 24, от 21.12.2013 г.
С. Устьянов
bc5, e5, h8(e3) f4, e5 и т.д.
Этот же этюд, но с ударом белой дамки на d4 в заключительном ходе комбинации получается также из другой композиции С.Устьянова – проблемы, опубликованной в книге А.Баланюка и Ю.Голикова «Горизонты шашечной композиции», 2015 г., стр.199.
С. Устьянов
f6(e5) f4, cb2, f2, f4, d4(g5) e5 и т.д. +.
Теперь смотрим оригинал А.Горина.
А. Горин
d4(e3) f6(e7xg5) f6, f2, b2, h4, f4, e1/d2 +. Из книги А.Малюты и А.Баланюка «Узоры шашечных комбинаций», 2015 г. стр. 214, но мне помнится, что я видел эту проблему в каком-то из соревнований в середине 1980-х гг.
Сравниваем обработку с оригиналом.
В проблеме А.Горина – оригинальная заброска в подударную цепь (по определению А.Коврижкина) чёрной шашки на е7, но нет точного эндшпиля и неточен заключительный бой в комбинации белых.
В обработке соединены положительный элемент из проблемы А.Горина (заброска чёрной простой на е7) с полноценным этюдом, к тому же, присутствует остановка дамки в середине доски – d4, как в проблеме С.Устьянова. Эта остановка белой дамки в середине доски усиливает эффект от «маршрута» белой дамки (в основном варианте) d4-е5-d6-с7, по которому она движется как простая, будучи дамкой.
Вывод: обработка, вероятно, оптимальное сочетание комбинации на тему «Лестница» с заброской чёрной простой на е7 и полноценного этюда.
Д. Калинский, обработка С. Юшкевича
ОВ: d2(c3) b2, f8, h4+.
А (h2) g3, g3 – Д.Калинский: (b2, B) b8(a3) c3(a1) f4(a3-b2) c1+.
B (c3) b4, e1+.
Оригинал («Шашки», № 6, 1973 г.) – опубликован в такой расстановке:
Д. Калинский
d2 и т.д.
Мной добавлен один вариант – ОВ, но добавление только одного варианта, согласно вышеуказанным традициям в среде этюдистов постсоветского пространства, права на авторство не дает. В обработке появилась привлекательная разница в выборе боя белыми после хода чёрных (с3) в ОВ и в варианте В: в ОВ надо бить на b2, а в варианте В надо бить на b4, по Д.Калинскому.
Я не удивлюсь, если к этой серии моих композиций найдутся и предшественники, и дефекты. За всем не уследить, а композиция на 64-клеточной доске – на обочине моих шашечных интересов.
© Сергей Юшкевич, 30.05.2017