ТАВЛЕИ. О русских шашках. И не только... ПЛЮС - лучшие самообучающиеся программы для игры в шашки


Пятнадцать лет спустя
или
Интервью с Мастером - 2


С.Ю. В ходе «раскопок» своего архива удалось также сделать несколько обработок уже известных произведений.

 

Тавлеи. Секундочку, можно вопрос? А что собой представляет Ваш архив?

 

С.Ю. Мой авторский архив – это архив рабочих записей на диаграммы идей, мотивов, фрагментов, набросков (для готовых произведений у меня есть отдельный альбом). Архив представляет собой обычные листы А4 формата. Он не раз переносился, имею в виду, что записей середины 1990-х гг. (и более ранних) я не сохраняю, а переношу из них то, что не следует выбрасывать, а остальное выбрасываю, нельзя же хранить мусор вечно! К архиву я обращаюсь нечасто. Иногда также просматриваю свои старые готовые вещи – бывает, что и в опубликованной позиции мелькнет какая-нибудь новая деталь.

 

ОБРАБОТКИ

 

В. Степанов, обработка С. Юшкевича

b4, b8, f4, h8+.

 

Оригинал – конкурс «Варяг-пресс» 2003 г.

 

В. Степанов

d6, b8, c7, d2, f4, h8+.

 

По сравнению с оригиналом, для меня начальная расстановка в обработке выглядит приятнее, к тому же чёрные попадают в дамки не с поля с3, а с поля а5. Комбинация длиннее в оригинале, но длина, как известно, ещё далеко не эквивалент удовольствия.

 

И. Кобцев, обработка С. Юшкевича

d6(g5) c7, c7(b6, g3) c3 – И.Кобцев, 2015 г.: (f2, A) b4, c5, c7(f4) b8(e3) f2, a7+.
   A (h4) cd4/b4(f2) c5, c7(g3) b8(f2, g1) a7+.

 

Оригинал – в книге А.Панченко «Шашечная композиция Днепропетровщины», 2015 г., стр.82.

 

И. Кобцев

е3 и т.д. +.

 

В обработке показан оригинальный этюд И.Кобцева в форме проблемы.

 

В. Денисенко, обработка С. Юшкевича

b8, c5(c1) f2, a7, g7, f4, d8.

 

Оригинал – «Труд» (Беларусь), 17.04.2008.

 

В. Денисенко

b8, f2 и т.д. +.

 

Легальность доказывается легко, ретро-ходы: (h8xf6) ba7(g5xe7) cb2(hg5), но лучше обойтись без этого. В обработке привлекательной выгладит позиция после с5, с тихим ходом чёрных: при равенстве сторон и чёрной шашке d2, имеющей выбор превратиться в дамку на два поля, у чёрных нет ни одного удовлетворительного хода.

 

А. Горин, обработка С. Юшкевича

f6(e7xg5) f6, f2, cb2, h4, f4, d4 (g5) e5 – и возникла оригинальная позиция В.Муляра из его проблемы, представленной в статье Л.Захаревича «Майстер з Авратина», которая была опубликована в газете «Львівський політехнік» 03.12.1994 г. (согласно книге В.Муляра «Мистецтво комбінації», 2010 г., стр.153).

 

В. Муляр

d6, g3, e5, h8(e3) f4, e5 – эта позиция представляет собой полноценный этюд:

 

Ход чёрных

(h4, А, В) d6(a3, С) c7(b4) a5(b2) c3, e1+.
   А (a3) g3(b4) e1(f4) a5(g3, D) b6(h2) g1+.
   B (c3) b2(f4) c1(g3) e3(b4) b2(h2) g1, Z (a3) c3+.
   С (c3) b4(b2, g3) c5(h2) g1+.
   D (e3) e1+.
   Z b6/a7(c3, Y, f2=.)
   Y (h2) g1(a3) c3+.

Записи решения этого этюда в книге В.Муляра нет. Его решение представлено по решению миниатюры С.Устьянова, опубликованной в «Ладье» № 24, от 21.12.2013 г.

 

С. Устьянов

bc5, e5, h8(e3) f4, e5 и т.д.

 

Этот же этюд, но с ударом белой дамки на d4 в заключительном ходе комбинации получается также из другой композиции С.Устьянова – проблемы, опубликованной в книге А.Баланюка и Ю.Голикова «Горизонты шашечной композиции», 2015 г., стр.199.

 

С. Устьянов

f6(e5) f4, cb2, f2, f4, d4(g5) e5 и т.д. +.

 

Теперь смотрим оригинал А.Горина.

 

А. Горин

d4(e3) f6(e7xg5) f6, f2, b2, h4, f4, e1/d2 +. Из книги А.Малюты и А.Баланюка «Узоры шашечных комбинаций», 2015 г. стр. 214, но мне помнится, что я видел эту проблему в каком-то из соревнований в середине 1980-х гг.

 

Сравниваем обработку с оригиналом.

В проблеме А.Горина – оригинальная заброска в подударную цепь (по определению А.Коврижкина) чёрной шашки на е7, но нет точного эндшпиля и неточен заключительный бой в комбинации белых.

В обработке соединены положительный элемент из проблемы А.Горина (заброска чёрной простой на е7) с полноценным этюдом, к тому же, присутствует остановка дамки в середине доски – d4, как в проблеме С.Устьянова. Эта остановка белой дамки в середине доски усиливает эффект от «маршрута» белой дамки (в основном варианте) d4-е5-d6-с7, по которому она движется как простая, будучи дамкой.

Вывод: обработка, вероятно, оптимальное сочетание комбинации на тему «Лестница» с заброской чёрной простой на е7 и полноценного этюда.

 

Д. Калинский, обработка С. Юшкевича

ОВ: d2(c3) b2, f8, h4+.
   А (h2) g3, g3 – Д.Калинский: (b2, B) b8(a3) c3(a1) f4(a3-b2) c1+.
   B (c3) b4, e1+.

 

Оригинал («Шашки», № 6, 1973 г.) – опубликован в такой расстановке:

 

Д. Калинский

d2 и т.д.

 

Мной добавлен один вариант – ОВ, но добавление только одного варианта, согласно вышеуказанным традициям в среде этюдистов постсоветского пространства, права на авторство не дает. В обработке появилась привлекательная разница в выборе боя белыми после хода чёрных (с3) в ОВ и в варианте В: в ОВ надо бить на b2, а в варианте В надо бить на b4, по Д.Калинскому.

 

Я не удивлюсь, если к этой серии моих композиций найдутся и предшественники, и дефекты. За всем не уследить, а композиция на 64-клеточной доске – на обочине моих шашечных интересов.

 

<< Назад  |  Вперёд >>


© Сергей Юшкевич, 30.05.2017





© 2001-2018 Gr.Vetrogon,   © 2001-2018 TАВЛЕИ,   Webmaster